Ещё в бытность мою в МПГУ моя учительница по хоровому дирижированию Лариса Васильевна Кикнадзе, регент Троице-Сергиевой Лавры, сказала мне: вот бы тебе съездить поговорить со старцем! Однако тогда хотя я и веровал во Христа, но не понимал значения старчества. Моя учительница умерла, когда я уже стал воцерковлённым православным, и я всегда помнил её слова, однако осуществить их всё как-то не получалось. Да и какого старца она имела тогда в виду, я не спросил… В конце января этого года старшая сестра нашей группы милосердия Пансионата для ветеранов войны и труда №9, где я провожу вероучительные беседы, пригласила меня в поездку в Пофнутьево-Боровский монастырь к старцу Власию, который является молитвенником за наше сестричество, а также по счастливому совпадению духовным наставником второго священника храма Трёх Святителей на Кулишках, где я пою на клиросе с 1999 года. Моя мама, прихожанка того же храма, с которой мы в своё время много ездили по святым местам, не выдержала бы эту поездку, поэтому я впервые поехал без неё. Встреча с о. Власием принесла мне радость, хотя я от неё ничего особенного не ожидал: просто решил попросить его помолиться обо мне. Поскольку своим духовником я считаю о. Владислава Свешникова, никаких советов в духовной жизни я у о. Власия не спрашивал, чтобы избежать недоразумений. И всё же моя мечта осуществилась: десятки, а то и сотни православных собираются ежедневно у батюшкиной кельи, чтобы получить от него духовный совет, и я вот тоже сподобился с ним пообщаться!
Прошло 5 месяцев с той поездки. В день Вознесения, который в этом году пришёлся на 29 мая, мы с мамой ехали домой после праздничной службы, на которой оба причастились. В магазине с ней случился приступ, онемела левая половина тела, она стала плохо говорить. Я вызвал скорую и отвёз её в больницу. Поздно вечером 1 июня в моей квартире раздался телефонный звонок и мужской голос сказал, что моя мама, находившаяся в реанимации на искусственном дыхании, скончалась. Моё сердце на мгновение остановилось. «Примите наши искренние соболезнования, — сказал голос, — Вы должны завтра приехать в морг с документами». На несколько дней я выпал из жизни этого мира, началась тоскливая подготовка к похоронам. Но чем дальше, тем больше я утверждался в мысли, что то, что нам выдали в морге, не есть моя мама, но лишь её оболочка, да и та скоро воскреснет. Это давало мне правильный взгляд на происходящее. Ещё днём 1 числа я рассказывал прихожанам пансионатского храма о пророке Осии: «Смерть, где твоё жало? Ад, где твоя победа? — Раскаяния в том не будет у Меня!». И вот теперь я вижу эту победившую и одновременно побеждённую смерть. Нет, смерти нет! Есть только её призрак. Иначе кого же мы — весь храм — отпеваем: «Душа ея во благих водворится…?»
После похорон моя жизнь постепенно стала входить в привычное русло, только теперь без забот о маме. Я так же, как и прежде приезжал к своим старушкам в пансионат и получал от этого великое утешение. Ведь Бог есть и Бог мёртвых, и живых, потому что «живём ли или умираем — всегда Господни», а Он одинаково любит и тех, и других, потому что «у Него все живы». Только живущие на земле больше нуждаются в деятельной помощи, а отошедшие в мир иной — в молитвенной.
16 июня, в первый день Петрова поста, наша группа милосердия собралась везти всех желающих ветеранов из ПВТ №9 в Троице-Сергиеву Лавру. Старшая сестра нашей группы милосердия в ПВТ Людмила, помогавшая мне в моём горе, пригласила меня в эту поездку. Я, конечно, согласился. Поездку взялась организовать наша давняя знакомая Наталья Георгиевна — духовная дочь старца Власия, по его благословению безвозмездно шефствующая над пансионатом. День выдался мрачный и холодный. Некоторые в последний момент отказались. Но настроение у всех, кто решился ехать, было приподнятое. Как выразилась Наталья Георгиевна: поехали те, кому это действительно было нужно. В 10 часов вместо 9 мы, наконец, забрались в автобус. Я сел на свободное место рядом с р. Б. Михаилом, с которым раньше не был знаком. Дедуля оказался молчаливым, что позволило мне почти всю дорогу продремать под монолог Натальи Георгиевны. А говорила она о взаимоотношениях родителей и детей. А точнее — о том, что в недостатках детей виноваты только родители, и поэтому родителям необходимо просить Бога о помощи в воспитании своих детей, иначе детям передадутся все недостатки родителей. Я вспоминал мою жизнь с мамой и думал, насколько правильно она меня воспитывала. Моя мама была великим педагогом, что признавали все другие мамы. В своём воспитании меня она сумела исправить многие ошибки своих родителей. Даже ругая и наказывая, она никогда не унижала, не оскорбляла, не клеймила меня, что, по словам Натальи Георгиевны, приводит к заниженной самооценке и безволию детей. Недолюбленность детей родителями — причина многих проблем будущего взрослого человека, с чем я полностью согласен. Причина моего благополучия, несомненно, в том, что меня искренне и сильно любила мать. Принцип здесь простой: если ты богат, то тебе есть чем поделиться с другими, а если беден, то придётся брать у других. Теперь надо постараться правильно воспитать своих детей, если будут… сложная задача, — подумал я спросонок и взглянул в окно.
За окном проплывали купола огромного собора: мы подъезжали к Лавре прп. Сергия. Но сначала наш путь лежал в Гефсиманский Черниговский скит. Я раньше здесь не был, но слышал о нём. Автобус остановился у высокой кирпичной монастырской стены. Как только мы вышли из автобуса, сразу стали мёрзнуть, потому что дул холодный ветер. Только мой закалённый сосед Михаил Александрович стоял в одной рубашке и посмеивался над нами. Людмила поручила мне сопровождать везде моего соседа, чтобы он не потерялся. Но теряться он не собирался, потому что был дисциплинированным, да и негде было потеряться: внутренний двор скита 50х50 метров. Наталья Георгиевна сказала, что до советского времени здесь всё было по-другому: теперь на территории бывших скитов — Гефсиманского и Черниговского и бывшего Боголюбского монастыря находится военная часть и детская психбольница. «Детям здесь хорошо, — добавила она, — поэтому больница не торопится отсюда съзжать». У меня возникло двойственное чувство: с одной стороны надо бы забрать присвоенное незаконным путём, а с другой — жалко детишек, им здесь действительно хорошо: кто же их, недолюбленных, так ещё будет любить, как Сам Господь Бог! Благодать многое делает помимо людей. А здесь её много!
Первым делом мы пошли в огромный пятикупольный храм Черниговской иконы Божьей Матери, построенный в 1893 году на месте храма в честь прпп. Антония и Феодосия Печерских, освящённого в 1857 году ещё самим святителем Филаретом Московским.
Про историю иконы и скитов мы узнали чуть позже от послушника, ставшего нашим гидом. А пока мы разбрелись по храму. Я почти сразу увидел висящую на левой стене почерневшую, как казалось от времени, Черниговскую икону Божьей Матери, увешанную толстым слоем золотых и серебряных цепочек. Приложившись к ней, я решил подойти к белокаменной сени у правого придела, под которой находилась рака с мощами. Мы подошли к ней вместе с моим соседом Михаилом, и поклонившись, прочитали, что здесь покоится старец Варнава (Меркулов), о котором я ничего не знал. Затем я пошёл к иконе на другой стороне храма, где под белокаменной сенью висела точно такая же Черниговская икона Богородицы, но яркая и без украшений. Я тогда подумал, что эта — новописанная, но потом послушник рассказал нам, что на самом деле яркая икона — более ранний список, чем первая, просто та хранилась в недолжных условиях в советское время. Ещё позже я узнал, что тёмная икона за последние годы полностью самообновилась! Оригинал Черниговско-Гефсиманской иконы исчез и пока не явлен. Около сени стоял аналой с толстым киотом, в котором лежал большой белый камень с надписью: «камень от гроба Пресвятой Богородицы из Гефсиманской пещеры в Палестине». Я встал на колени, и в сердце зазвучал светилен Успения: «Апостоли от конец совокупльшеся зде, в Гефсиманийстей веси погребите тело Мое…» Со слезами умиления облобызав святыню, я направился к лавке купить свечи. Когда все, кто хотел, написали записки и поставили свечи, послушник-гид собрал нас у левого придела и рассказал нам вкратце историю икон и храма. Затем он повёл нас в крипту, где находится храм Архангела Михаила, в котором в 1869 году и совершилось первое чудо исцеления от Черниговско-Гефсиманской иконы.
Здесь послушник провёл с нами очень интересную и полезную для меня беседу. Он рассказал, что свт. Филарет, благословивший устроение его другом и наместником Лавры прп. Антонием (Медведевым) в этом месте скита, очень не хотел, чтобы об их ските узнал народ, и он стал местом паломничества. Но всё получилось иначе. В 1847 году сам свт. Филарет, любивший всё истинно духовное в людях, благословил известного юродивого Филиппушку Голубка (Филипп Андреевич Хорев), с которым познакомился в Москве, пожить в Сергиевой Лавре. Вскоре Филиппушку уже знали все в Лавре. Стоило блаженному появиться на площади перед Лаврой, его мгновенно окружал народ. Через месяц в поисках покоя и тишины с благословения наместника Лавры архимандрита Антония Филипп поселился в полуразрушенной лесной сторожке вблизи Гефсиманского скита. Вскоре Филипп попросил архимандрита Антония благословения выкопать погребок. Наместник благословил. Но вместо погреба блаженный постепенно выкопал пещеры, подобные Киево-Печерским. Когда отец Антоний посетил Филиппушку и увидел эти пещеры, то сообщил об этом митрополиту Филарету, и тот ответил: «Господь да просвещает ищущих Его в темноте пещерной». Так Святитель доверял Богу и Его угоднику!
Прослышав о новом подвижнике, в скит потянулся народ, который нарушал безмолвие, что вызвало недовольство братии. Отец Антоний посоветовал Филиппу уйти. Он ушёл и поселился на берегу озера неподалеку от пещер. Но его почитатели нашли его и здесь. 27 сентября 1859 года митрополит Филарет освятил на этом месте верхнюю церковь в честь Боголюбской иконы Божией Матери. Деньги на её строительство пожертвовала московская купчиха Марья Ивановна Логинова, почитательница свт. Филарета. При церкви были устроены братские келии. Так появилась киновия, или Боголюбивая пустынь. Через несколько лет подвижничества старец принял схиму. Преставился ко Господу он в возрасте 66 лет. Его честные мощи покоятся в Иверской часовне Гефсиманских пещер.
Но Бог прославил скит не одним Филиппушкой. Здесь, в Гефсиманском скиту жил и служил людям великий старец всея Руси Варнава (Меркулов). Рос он в благочестивой семье под надзором отшельника старца Геронтия (впоследствии схимника Троице-Сергиевой Лавры Григория). В 1850 году 19-летний Василий у раки преподобного Сергия Радонежского принял твёрдое решение стать монахом и в следующем году по благословению своего старца поступил в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Наместник отец Антоний (духовное чадо прп. Серафима Саровского) с самого начала отнёсся к молодому послушнику с особым вниманием и впоследствии уважал его и чтил. Когда через месяц Василий пожелал перейти в более уединённое место — Гефсиманский скит, он получил на то разрешение наместника. Духовный отец схимонах Григорий вручил его на послушание старцу монаху Даниилу, жившему в лесу “Корбухе”, окружавшем Гефсиманский скит. Юноше было дано в скиту послушание слесаря. Старец Даниил воспитывал своего питомца и обучал его полному отвержению своей воли и рассуждения даже в поступках, казалось бы, совершенно добрых. «Без благословения старца я ничего не мог делать, — вспоминал в последствии старец Варнава, — иначе батюшка строго взыскивал с меня за своеволие».
В предсмертной своей болезни (в самом конце 1861 года) старец Григорий в последний раз беседовал с Василием и возвестил ему волю Божию: взять на себя подвиг старчества после смерти обоих своих наставников, то есть, его, схимонаха Григория, и отца Даниила. Старец и руководитель завещал своему духовному чаду и воспитаннику с любовью принимать всех приходящих и никому не отказывать в советах и наставлениях. При этом он подал ему две большие просфоры и завещал ученику своему: «сим питай алчущих, словом и хлебом, тако хощет Бог!» Василий со многими слезами молил старца не возлагать на него бремени, превышающего его силы, но тот в ответ возвестил ему: «Не моя воля есть на сие, но воля Божия да совершается над тобою! Не сетуй на тяжесть креста, тебе будет Господь помощник. Без помощи же Божией оно тяжело и непосильно». Через два дня, 2 января 1862 года (в день преставления преподобного Серафима Саровского) старец схимонах Григорий скончался (похоронен в Троице-Сергиевой Лавре около Смоленской церкви). Отец Даниил также завещал Василию «возложенный завет… принять с покорностью воле Божией и служить с любовью страждущему человечеству» и умер у него на руках. Как ни тяжко было для Василия это послушание, слова старца: «Дa будет так, якоже хощет Бог!» — его успокоили. Вскоре рясофорный послушник Василий был пострижен в мантию с именем Варнава (в переводе с еврейского — “сын утешения”) — в честь апостола от 70-ти Варнавы. По имени его стало и житие его — отец Варнава вошел в летопись Русской Церкви как “стаpeц-утешитель”.
В 1869 год произошло великое событие на земле Московской — явление чудотворной Черниговской иконы Божией Матери, что в Гефсиманском скитy. В помощь будущему старцу пришла великая милость Пресвятой Богородицы. Перед новоявленной чудотворной иконой совершались многочисленные исцеления всевозможных неизлечимых болезней. Было зафиксировано более 100 исцелений. Чудотворная икона Черниговско-Гефсиманская пребывала в пещерном храме Арxaнгела Михаила вплоть до ноября 1922 года, когда храм был закрыт.
По благословению наместника Лавры архимандрита Антония старец Варнава был назначен сначала народным духовником Пещерного отделения Гефсиманского скита, затем братским духовником скита и уже около 1890 года — духовником старшей братии скита и пещер. Приходившим к нему людям старец любовно и кротко помогал каяться, а потом прозорливо указывал на будущее и преподавал благостный старческий совет, как поступить. Наш рассказчик поведал, что в день у старца бывало от 500 до 1000 посетителей. Именно поэтому был утверждён проект Черниговского храма на 2000 человек!
Среди духовных чад старца были известные лица, такие как философы Владимир Соловьёв, Алексей Лосев, писатель Иван Шмелёв, историк Андрей Николаевич Муравьёв. В Гефсиманийском скиту похоронены философы Константин Леонтьев и его друг Василий Розанов. К старцу, как повествует об этом в своих произведениях «Лето Господне» и «Богомолье» Иван Сергеевич Шмелёв, шла вся Россия. Но самым важным фактом, пожалуй, является для всех нас посещение старца Варнавы в 1905 году (незадолго до его кончины) Царём Николаем II. Будущий Царь-Искупитель приезжал к отцу Варнаве для беседы о самом важном — о России, её будущем и искал у Божьего человека совета-указания. Известно, что старец Варнава не только подтвердил уже известное государю пророчество о предстоявшей ему судьбе, но и благословил его принять эту участь, укрепив в нем волю к несению своего креста, когда Господу угодно будет этот крест на него возложить. С этого времени, говорил нам послушник, Царь стал твёрдо готовиться к крестному подвигу, поэтому зря некоторые считают, что отречение от престола было проявлением политической слабости последнего Государя: это было делом его доверия Богу.
При жизни старец многим предсказывал будущие гонения за веру — иным прикровенно, иным совсем ясно, и давал прямые и точные указания как им жить в двадцатые, тридцатые и последующие годы. Предсказывал старец Варнава и грядущее возрождение Русской Православной Церкви и святую жизнь во Христе. О Царе Николае он предсказал «небывалую еще славу Царского имени Его…» Старец Варнава скончался в 1906 году, 17 февраля, в дни Великого поста в пятницу на первой неделе, в день памяти Феодора Тирона. Он предал дух свой Господу во святом алтаре, на коленях (как прп. Серафим Саровский) у подножия Престола.
Так и получилось, что затерянный в подмосковных лесах скит, предназначавшийся для уединённых подвигов монахов-исихастов, стал одним из духовных центров всей России по особому промыслу Божьей Матери и молитвами преподобных покровителей Руси Сергия и Серафима.
После беседы наш проводник повёл нас по ближайшим пещерам, в одной из которых находится гробница Филиппушки (пока не прославленного Церковью), над которой написано: «Зде покоятся останки блаженнаго схимонаха Филиппа, основателя сих святых пещер. Родися в лето 1802, почи о Бозе в лето 1869 маия 18 дня. Память его в род и род». Приложившись к ней, мы набрали воды из пещерного источника и вышли на улицу. Надо сказать, что скит очень красив. Совершенно потрясающие розарии, обилие декоративно-лиственных и декоративно-цветущих растений внутри и вокруг скита радуют глаз. Некоторые из наших паломников говорили: «не хочется отсюда уезжать».
Из скита мы приехали в Лавру. Поднимаясь по склону вдоль лаврской стены, я вспоминал, как мы приезжали сюда с моей мамой. Это бывало редко (раз или два в год), но почти всегда инициатором поездок была она: «Поедем, попросим Сергия об экзаменах» или «Надо съездить, Сергия поблагодарить». Она любила Сергиеву Лавру. Только сейчас я могу оценить тот дар, который дал мне Господь через мою маму, когда она, всегда лёгкая на подъём, свозила меня в 2003 году на Украину — в Киево-Печерскую и Почаевскую Лавры! Бывали мы с ней и в Александро-Невской. Прими, Господи, рабу Твою новопреставленную Любовь в Свои небесные селенья!
В Лавре Наталья Георгиевна сделала всё, чтобы у нас нигде не было препятствий. По договорённости с благочинным нашу группу не просто пропустили к мощам прп. Сергия без очереди, но и открыли стекло… Конечно, я в первую очередь заботился о порученном мне Михаиле Александровиче. Но именно благодаря вот этим людям, нашим подопечным в первую очередь, мне было позволено приложиться к главе самого Сергия! Всё это произошло так просто, что я даже не смог сразу оценить этот дар. Я благодарен Богу и всем тем, ради заслуг которых Бог позволил мне поцеловать эту величайшую святыню мира! Сразу после поклонения мощам нам открыли дверь в Серапионовы палаты, в которых я тоже никогда не был. Всех нас охватило благоговейное чувство от созерцания величайших святынь, находящихся там. Первое, что я увидел — это мощевик ап. Андрея Первозванного! Он стоит с краю, если идти вдоль стены против часовой стрелки. В нём находилась большая кость. Я с благоговением приложился, помолившись своему покровителю о себе, любимом. Затем мы обошли все святыни. Когда я вышел из этой небольшой комнаты, женщина, стоявшая у входа и внимательно рассматривавшая фреску палаты, изображающую явление Божией Матери прп. Сергию, спросила меня: «Скажите, а Божья Матерь действительно явилась преподобному Сергию?» Я подтвердил. «А он на коленях с Ней разговаривал?» «А что Она ему сказала?» Я ответил, что это мне неизвестно, но такие явления всегда несут какое-то важное откровение. «А сколько раз Она ему являлась?» Я сказал, что не знаю, надо читать житие. Чувствуя оставшееся сомнение в женщине, я добавил, что Богоматерь много раз являлась также и прп. Серафиму Саровскому. Тогда она повернулась и пошла к выходу. Мне было немного стыдно, что я не знал, сколько раз Богоматерь являлась Сергию и Серафиму. Такие вещи надо знать! Из житий следует, что Сергию Богородица явилась один раз, а Серафиму — 12. Но они могли и скрывать такие посещения.
После Серапионовых палат все были под сильным благодатным впечатлением. То и дело спрашивали друг друга: а ты видел руку вифлеемского младенца? А первомученика Стефана? Прямо как живая! Подумать только: две тысячи лет прошло! Наталья Георгиевна позволила всем, кто не успел написать записки на молебен Преподобному, сходить в храм написать и велела через 10 минут быть у ротонды святого источника.
На обратном пути в автобусе Наталья Георгиевна своим на редкость певучим голосом прочитала в микрофон акафист священномученика митр. Трифона (Туркестанова) «Слава Богу за всё», который как нельзя лучше подходил к нашей паломнической поездке, а затем повела беседу о том, что хорошо, когда жизнь христианина проходит под покровом и с советом старца. Действительно хорошо! Ну а если нет старца, что делать? — Надо окормляться у того, к кому Бог привёл. А если нет — надо просить, чтобы Господь даровал духовника. Всё-таки какое счастье, что есть ещё на Руси люди, живущие по воле Бога и способные вывести нас на путь спасения и вести нас по нему! Счастье — быть с Богом в Его Церкви! Счастье — любить и быть любимым!
Мне хочется закончить словами акафиста: «Слава Тебе за непрестанные заботы обо мне; Слава Тебе за промыслительные встречи с людьми. Слава Тебе за тех, кто заботится обо мне; Слава Тебе за светлые минуты моей жизни; Слава Тебе за ясные радости сердца. Слава Тебе за счастье жить, двигаться и созерцать; Слава Тебе, Боже, во веки!»
В статье использованы следующие материалы: 1) Житие свт. Филарета Московского; 2) книга И.М. Концевича «Оптина Пустынь и её время»; 3) книга С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»; 4) статья И. Хибятина «Антоний Медведев», ЖМП, №7, 1954; 5) статья сайта: http://skit-chernigovsky.ru/ru/about
Фотоальбом
Фотографии скита: http://www.liveinternet.ru/users/5300378/post283926198/
Ручкин Андрей,
брат группы милосердия «Преображение»
пансионата для ветеранов труда №9,
теолог-специалист.