Носите бремена друг друга, и таким образом
исполните закон Христов (Новый завет, Гал 6:2)
Вопрос «зачем мне это надо» ставит меня в тупик. Это потребность — помогать. Объяснять ее какими-то рациональными соображениями так же бессмысленно и бесполезно, как объяснять свой вдох и выдох необходимостью вентилировать легкие. Душа живет любовью, и человек находит место для ее реализации – территорию приложения духовных сил, территорию любви. Каждому человеку нужно такое время и такая «территория любви»– а уж протяженность ее определяется широтой души.
И вот в субботу, рано утром, вместо того чтобы отсыпаться за рабочую неделю, я еду в транспорте, пустом в выходной день, так начинается день моего служения. Если бы мне сказали, что в моей жизни не будет больше такого дня, я тут же впала бы в уныние. Конечно, все должно быть уравновешенно, но именно мое служение и помогает мне сохранять этот баланс. У меня есть очень хорошая подруга (тоже несущая послушание сестры милосердия), очень светлый, добрый человек, между нами сразу установились очень доверительные отношения и вот однажды, в разговоре она может больше от усталости, может от накопившихся личных проблем, от непонимания в семье спросила меня: « Ксения, мне страшно. Страшно, что я дойду до состояния исчерпанности милосердия в моем сердце. Вот если я уже накормлю сто голодных, одену двести раздетых, напою жаждущих, вымою и уложу в чистую постель беспризорных детей? А может потом, я захочу посмотреть свой сериал. Вдруг однажды я загляну в свое сердце и обнаружу, что источник милосердия в нем иссяк. Кто-то рассказывает о своих трудах. Сколько они подвизаются в деле милосердия? Год, два, пять? Чье сердце еще не иссякло? Как это не потерять?»». Вопрос был очень честный, откровенный, человек ждал от меня поддержки, помощи и я, конечно, успокоила, как могла. Но потом мне и самой стало страшно, а вдруг и у меня такое случится? Ведь жила же я как-то до сестричества, были свои проблемы, интересы, занятия, увлечения. Почему я не хочу вернуться к «прошлой» жизни, ведь все было намного легче и проще. Конечно, моего ничтожно-малого духовного опыта не хватило бы, чтобы ответить на этот вопрос, а уповать лишь на то, что «Господь все управит» не всегда достаточно, ведь в данном случае надо и самому тоже постараться. Ответы я нашла в учениях старцев, Евангелии.
Очень страшно – за то, что ведь можно и не заметить оскудение источника в своем сердце, и даже его отсутствие. Вспомним притчу о мудрых и неразумных девах (Мф. 5, 1-12). И те, и другие несли труды наравне – шли и несли светильники навстречу жениху. Но у одних в сосудах был елей, а у других нет, и они не смогли зажечь огонь. Какие чувства испытывали неразумные девы, держа в руках бесполезные светильники? Что ощущает человек, неся годы трудов, и вдруг обнаружив, что они пусты и бесполезны, потому что нет у него елея из источника божественной Благодати? Слава милосердому Богу, если Он откроет это раньше конца пути, так что человек еще успеет позаботиться о нужном. Но ведь можно так работать и работать, а на Страшном суде на слова Спасителя «приидите … наследуйте Царство … ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне …» (Мф. 25, 34-35) ответить: «Да, я всё это сделал. Я трудился, но это не сделало меня счастливым, я просто уставал…».. Ведь очень легко забыть про то, что без Божественного елея толку от светильника добрых дел не больше, чем от пустой консервной банки. Поэтому — всегда надо проверять себя. «…Если от сердца делать что-то для Христа, то это не утомительно и не больно, ибо боль за Христа есть духовный пир» – пишет старец Паисий Святогорец (Слова. – М: 2001, т.2, с.98). Следовательно, если мы несем труды на благо ближних, но в нашем сердце нет радости, а какая-то тревога, тяжесть, — это значит, что мы делаем что-то не так. Это происходит, «когда кто-то отдается внешней деятельности, не достигнув еще очищенного внутреннего духовного состояния». Но «если мы займемся самоисправлением и, полагаясь преимущественно на божественную помощь, обратимся более ко внутренней деятельности, чем ко внешней, то мы поможем другим больше и результативнее.» (там же, с. 75). Мне кажется, люди часто забывают о том, что Бог может сделать для наших ближних все гораздо лучше, чем мы сами, в то время как о. Паисий говорит: «человек должен действовать по-человечески до какого-то предела, а потом оставлять все на Бога. …видя, что по-человечески помочь положению нельзя, я воздеваю руки горе, возжигаю пару свечек, возлагаю затруднение на Бога, и оно тут же разрешается.» (там же, с. 295).
Любовь в христианском понимании не просто чувство, но устроение человеческого сердца, при котором человек готов забывать себя ради тех, кого он любит. Тогда он живет не своими интересами и желаниями, а интересами любимых людей и готов ради их благополучия пожертвовать всем, что имеет, вплоть до собственной жизни. По мнению протоиерея Владимира Воробьева, одной из самых вредных иллюзий современного человека является убежденность в том, что можно стать счастливым через удовлетворение своих эгоистических желаний и потребностей. Это заблуждение, влечет за собой самые трагические последствия. Никакой, даже самый изысканный гедонизм не осчастливит человека, поскольку в стремлении к удовольствиям человек неизбежно замыкается на себе. А счастье возможно лишь там, где человек отдает себя, жертвует собой ради тех, кого он любит. Лишь жертвенная любовь делает людей счастливыми. Конечно, это очень трудный подвиг. Труднейший. Но такие люди по-настоящему счастливы. Звучит как парадокс, но ведь никого, же не удивляют счастливые художники, музыканты или ученые, обрекшие себя на добровольную пожизненную каторгу в избранной профессии. Если человек любит то, чем он занимается, трудности, лишь увеличивают ценность этой любви. Счастлив тот, кто живет ради счастья других. Люди стремятся к счастью, каждый, кто как может, но на деле ищут лишь все больших и больших удовольствий, которые, в конечном счете, делают их еще несчастнее.
Например, из опыта собственного служения, я поняла, когда кто-то из наших подопечных болеет, страдает, мучается душевно и телесно, и мы страдаем вместе с ним. Такие вещи очень тяжело переносить, и о счастье в такой момент не думаешь. Но удивительным образом даже страдания, понесенные вместе, наполняют жизнь каким-то новым, неизвестным ранее смыслом и в конечном итоге преображаются в еще большую любовь и единство, которые уже не просто утешают, а буквально — наполняют душу радостью и покоем. Потому что сострадание людям — это тоже естественный путь жизни человека, указанный нам в Новом Завете: носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов (Гал 6:2).
Ксения Мельникова
2009г.
Милосердное служение
Для чего мы занимаемся делами милосердия? Хотелось бы нам переустроить мир? Не думаю. Сам Христос не стал этого делать. Он исцелял больных, помогал страждущим, жалел несчастных, но только тех, кто был рядом с Ним. Если бы нужно было сделать мир чище, справедливее, добрее, Всемогущий Бог мог бы это сделать: например, Он бы мог родиться царем или первосвященником, применить власть и силу… Но Он родился в безызвестности и принес Себя в жертву за наши грехи. Так нужно было.
Так для чего же необходимо нам творить дела милосердия? Нет, не для того, чтобы переделать мир! Но чтобы переделать себя. Преп. Исаак Сирин говорит, что плод наших подвигов – это рождающееся в сердце смирение. То есть, даже не все те люди, которым мы стараемся помочь милостыней из своих рук, а смиренное наше сердце. Поэтому дела милосердия нужны больше нам, чем нашим подопечным. И, если нет именно этого плода наших усилий, то зря мы трудились. Апостол Павел говорит, что можно раздать все имение, можно тело отдать на сожжение, но без любви все это будет без пользы. Отрезвляющие слова. Вот Авва Дорофей пишет, что результат дела – это лишь одна восьмая его часть, а внутреннее устремление и устроение – это остальные семь восьмых.
Заниматься милосердием необходимо для воспитания себя в любви и смирении. Дела милосердия, организация работы Сетричества – это лишь пути и средства ко спасению. Мое послушание члена епархиальной комиссии по делам милосердия в нашем благочинии помогло мне понять то, что людей невозможно заставить творить добро, если они не хотят. А если человек имеет жажду любви, то он будет искать пути для ее удовлетворения. Ждем Вас, жаждущие спасения во Христе Иисусе!
Иерей Максим Запальский
Духовник группы милосердия «Преображение»
Ответственный за социальное служение в Успенском благочинии при комиссии по социальной деятельности Московской Патриархии.
2009г.