В другое время эта история не прозвучала бы так ясно. Но был Духов день. Мы с сестрами рассуждали о действиях Святого Духа. О том, что в Ветхом завете Бог написал закон Свой на скрижалях каменных, а в Новом – на сердцах учеников Своих. Люда вдруг вспомнила, как еще до ковида посвящали в сестры милосердия Валентину Васильевну и Марию Михайловну, бабушек, проживающих в пансионате. Обе – давние и дисциплинированные молитвенницы. Валентина Васильевна – интеллигентная, начитанная и аскетичная, строго чтущая церковный устав, а Мария Михайловна попроще, но очень открытая, душевная. Обе — надежные помощницы в нашем домовом храме. Неслучайно отец Максим назначил торжество их посвящения сразу после Литургии в храме св.Кирилла и Марии Радонежских.
Людмиле поручили привести бабушек на службу. Предполагалось, что те, с раннего утра углубившись в молитву, будут смиренно ждать нашу сестру у себя в комнате. Однако… Валентина Васильевна встретила Люду в страшном раздражении. Оказалось, с Марией Михайловной она уже на веки разругалась. И теперь от Людмилы отвернулась решительно.
— Я никуда не пойду! – объявила она.
Марии Михайловны и вовсе не было – ушла завтракать.
Люда потащилась в столовую. Сердце ныло от плохого предчувствия. Безотрадно и тупо стучала насмешливая мысль: «Молилась, постилась, со всеми примирилась»…
В холе вкусно пахло манной кашей. Мария Михайловна выходила из столовой и, завидя Люду, крепко отерла рот ладонью, разулыбалась. У Люды по щекам сами собой потекли слезы, слов не было. Подошла Валентина Васильевна, вмиг проникла в корень греха:
— Ну что, наелась, наелась!.. – закипела она в праведном гневе.
Мария Михайловна отвечала ей аналогичным «дружелюбием».
Люда молча поплелась в храм. Слезы не унимались. Она едва сдерживалась, чтоб не всхлипывать, представляла, как сейчас в алтаре батюшка усердно молится за них, и так жалко было батюшку и так обидно за этих двух… А эти две, переругиваясь, шли за ней следом не отставая.
Батюшка принял их, как родных – обнял, причастил, надел сестринские косынки с крестиком на лбу, поздравил… И вот тут обе, Мария Михайловна и Валентина Васильевна, заревели. Как Люда ревела. Как будто Людины слезы в них отозвались.
«Вы – письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живого, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца», — говорит св.апостол Павел. (2 Кор. 3,3)
Позже, во время ковида, когда нас, сестер милосердия, в пансионат не пускали, Валентина Васильевна и Мария Михайловна сами открывали домовой храм и собирали верующих на молитву. В два часа дня, как было заведено, приходили кто мог, читали акафист, помянники о здравии, об упокоении. Молитва здесь и в карантин не прерывалась. А на наш вопрос: «Вы не устали?» бабушка Елена Егоровна нам строго заметила: «Устали-не устали, а поминать надо».
Сестра ГМ «Преображение»
Папилова Людмила
24 июня 2024г.