Главная > События > Семинары > 12 марта 2010г.

12 марта 2010г.

12.03.2010

«Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя;
кому же достанется то что ты заготовил?»(Лк. 12:20).

Сребролюбие, любовь к деньгам, культ материальных ценностей – бичи нашего времени. Наше общество – это общество потребления: потребления материальных благ, удовольствий, развлечений. А всякое развлечение требует средств. Культ денег настолько вошел в повседневный быт, что курс валют является обязательной новостью, которую передают каждый час по радио наряду с прогнозом погоды, как будто это так важно и необходимо знать каждому. В сознание людей крепко вбивается, что без больших денег, без богатства невозможно быть счастливым человеком, что все можно приобрести только за деньги, а если их нет, то ты неудачник.

Как относится к богатству Церковь? Все явления, все блага, все события и скорби в жизни человека рассматриваются Церковью только в перспективе Вечной Жизни и наследия Царства Небесного. И в этой перспективе богатый не наследует Царствия Небесного только потому, что он богат, и бедный только в силу своей бедности не может стать наследником Вечной Жизни. Известно много людей и в Священном Писании, и в церковной истории, достаточно богатых, которых Церковь прославляет как святых. Значит, богатство может быть употреблено и для Царствия Небесного. Эти люди были истинными христианами, а богатство свое использовали как средство для доброго делания.

У нас перед глазами есть примеры святых недавнего времени. Один из них — святой праведный Василий (Грязнов). Он создал мануфактуру в Павловском Посаде. Был настоящим христианином. А ведь он создал фабрику, детский сад, организовал полноценное питание для своих рабочих и сделал много других добрых дел. Вот что значит христианин на своем месте. Богатство он тратил исключительно на то, что было хорошо людям.

И в наше время среди состоятельных людей есть очень хорошие, благочестивые христиане, помогающие храмам, больным детям, сиротам. Но надо сказать, что богатство держит их как на цепи. Очень трудно сегодня сказать человеку: «Раздай все! Спасайся!» Поэтому сколько человек хочет, столько он и жертвует, но при этом Бога возлюбить все равно надо так, чтобы отвергнуть привязанность к богатству. Только тогда можно спастись.

Почему тяжело спастись богатому?

Многостяжательный сребролюбец является служителем своей нездоровой страсти приобретения и многопопечительности. Он превращается из пользователя в невольника, потому что пленяется его душа. После приобретения той или иной вещи сребролюбец начинает думать, как ее сберечь, где ремонтировать, как лучше поставить, чтобы видели другие. Душа постепенно захватывается пустой заботой о желанной приобретенной вещи, и ей совершенно нет возможности освободиться для Богообщения. Человек начинает думать, что если он перестанет стремиться к приобретению земного довольствия, то останется в нищете, и это является для него самым страшным, страшнее даже адской погибели. О Божественном попечении сребролюбец даже не думает. Он уже сделал выбор и с полной решимостью бросается в самый омут житейского моря, забывая смысл земного путешествия. Море нужно переплыть, а не утонуть в нем. Он нищ духовно; не нищий духом, но духовно нищий! В душе у него богатство, которое постоянно тлит тля и подкапывает вор, а ему нужно все сохранить, потому что кроме этого у него ничего нет. Самое страшное заключается в том, что этим недугом могут заболеть не только богатые, но и бедные люди. Дух времени сего дает людям иллюзию благополучия, заставляет стремиться к нему любой ценой. Человек не может купить, у него нет денег, но душа его все равно в плену: он страстно хочет, он мучается, страдает и не успокоится, пока по грошам не накопит на идол, а после наступает развитие страсти по общему сценарию. Анализируя эту страсть, можно ответить на вопрос: почему нынешнее представление о смерти так разнится от восприятия смерти в древности? Первые христиане стремились наполнить свою жизнь Богом без остатка, доходили до такого состояния, что само тело их начинало тяготить, они с радостию исповедовали свою веру в Христа и шли в пасть диким зверям и на другие ужасные страдания для того, чтобы даже свою смерть наполнить Богом. Не только все имение отдать, но и самого себя без остатка. Такая смерть первых христиан есть торжество жизни. Поэтому не положено скорби безутешной, не положено ничего черного, но белое; и свечи не символ скорби и смерти, а символ торжества и победы. Нынешняя смерть печальна и безутешна, человек панически боится ее, так как она лишит его привязанности, его «сокровища» временного, на которое он потратил целую жизнь. Человек только перед самым порогом иного мира понимает, как жестоко он ошибся. Он мучается из-за того, что его тленное сокровище не имеет никакой цены в ином мире, он нищ и наг. Он только тогда понимает, что его лишь то, что он отдал, а не то, что накопил. Поэтому стенание и плач безутешный – начало вечного плача и вечного стенания. Нет упования на Бога, потому что вся жизнь прошла без Него. А часто бывает, что над гробом обезумевшие сребролюбцы начинают делить имение покойника, как бы подводя итог его никчемной жизни. Да, братья, сребролюбие и многостяжательство – серьезное искушение настоящего времени. Через эти страсти сатана берет реванш. Эмблема сего апостасийного времени есть удовольствие и благополучие. Господь попустил это искушение не для погибели нашей, но для искуса. Это тест на то, кто мы – плевелы или пшеница. Выбор не труден, если рядом с нами Бог. Мужество и трудность веры как раз и заключаются в том, чтобы успешно пройти это испытание. Искуситься, чтобы стать искусным, для того чтобы стать истинной пшеницей, которую Господь заберет в житницу Свою.

Весьма трудно богатому войти в Царство Небесное, но и бедному отнюдь не легче.

Служение материальным благам особенно отводит человека от духовных ценностей. Богу в нашем сердце нужно место, чтобы за что-то удержаться в душе человека. Тогда человеку можно помочь. А если сердце, душа заняты только материальным? Это не значит, что спастись нищему, бедному легко. Как легко нуждающемуся человеку впасть в озлобление и зависть, воспылать жаждой насилия и мести, искуситься желанием завладеть чужим богатством. В свою очередь, исключительно тяжело и богатому не возгордиться, не надмиться, не испытать чувство превосходства над «неудачниками» и «босяками»…

Но в Евангелии сказано о трудностях спасения для богатого. И из истории видно, что и Христос, и апостолы были очень бедны, не имели, где главу преклонить. Бедных христиан было гораздо больше. Хотя среди святых были люди и весьма богатые: Авраам, цари Давид, Соломон, императоры, князья… Не богатство само по себе является грехом, а отношение к нему. Все, что нам Господь дает: таланты, богатство – не наше. Мы управители, приставники над всем этим, это – Божие. И мы должны не только вернуть то, что нам дано, но и вернуть с процентами, приумножить, используя эти дары на помощь ближним и для спасения души.

У сребролюбия есть два вида: расточительность, транжирство и, наоборот, скупость, жадность. В первом случае человек, имея богатство, безумно тратит его на развлечения, удовлетворение своих потребностей, роскошную жизнь. Во втором случае он может жить очень бедно, во всем себе отказывать, но служить богатству как идолу, копить, собирать и не с кем не делиться.

Страсть к накопительству, скупость – черта, присущая не только богачам. Довольно часто люди задают вопрос: «Что такое мшелоимство?», про которое мы читаем в исповедальной вечерней молитве. Мшелоимство – это стяжание ненужных для нас вещей, когда они от долгого хранения и бездействия как бы покрываются мхом. Этим грехом могут страдать и люди весьма бедные, приобретая и копя посуду, одежду, любые другие предметы, заполняя ими все шкафы, полки и кладовки и часто забывая даже, что где лежит.

Чем обнаруживается этот грех? Если мы увеселяемся имуществом нашим, а когда, так или иначе лишаясь своих выгод и прибытков, впадаем в печаль, в беспокойство, в уныние, то это очевидный признак, что страдаем недугом любостяжания. Если Бог благословит нас даже достаточным состоянием, но мы усиленно желаем еще сравняться с другими, более нас богатыми, или даже превзойти их, то это значит, что в нас глубоко вкоренилась страсть любостяжания. Наконец, есть еще самый верный признак живущей в нас страсти любостяжания, — это немилосердие к бедным.

Страсть сребролюбия происходит от неверия и приходит как бы извне, и эту болезнь можно легко излечить при надлежащем прилежании и внимании. Если же предаваться нерадению, она может быть хуже других страстей и очень трудно тогда от нее избавиться. Святой апостол Павел говорит: «Корень всякому злу сребролюбие есть» (1 Тим. 6:10). Причина сребролюбия кроется в злом и растленном произволении человека. Когда душа холодна к подвигам и имеет мало веры, этот недуг внушает уважительные на вид причины и убеждает в необходимости приобретения каких-либо вещей. Сребролюбие прельщает пустыми надеждами, обещая увенчать труды отдыхом и беспечалием. Увлекшись помышлениями о приобретении, человек не видит действия прочих страстей и своих падений. Он не замечает ни неистовства гнева, если придется ему потерпеть убыток, ни помрачения от печали, если лишится надежды приобретения, но как некоторым бывает богом чрево, так ему становится золото. Поэтому и святой апостол Павел сказал, что сребролюбие есть не только корень… всякому злу (1 Тим. 6:10), но еще идолослужение (Кол. 3:5). Сребролюбец, умом отворачиваясь от любви Божией, любит золотых, человеческих, идолов. В такой великий грех ввергает этот недуг. Помрачившись помыслами, человек уже не слушается старших, но негодует, смущается, ропщет на все, прекословит и теряет всякое благоговение. Такой становится как конь необузданный

Как бороться со страстью сребролюбия?

Воспитывать в себе противоположные добродетели:

– милосердие к бедным, нуждающимся;

– попечение не о земных ценностях, а о стяжании духовных даров;

– размышление не о вопросах меркантильных, земных, а о духовных.

Источники:
Культ золотого тельца
http://www.pravoslavie.ru/put/29605.htm
«Корень всех зол есть сребролюбие» (1 Тим. 6:10)
http://www.cofe.ru/blagovest/article.asp?heading=37&article=6485
О сребролюбии
http://www.stsl.ru/lib/book9/gl2-3a.htm