Главная > О христианском милосердии > О христианском милосердии

О христианском милосердии

01.03.2011

СОДЕРЖАНИЕ

ЕВАНГЕЛИЕ УЧИТ МИЛОСЕРДИЮ
МИЛОСЕРДИЕ СВЯТЫХ

1. Питание алчущих
2. Одеяние нагого
3. Облегчение участи заключенных в темнице
4. Служение больным
5. Страннолюбие или гостеприимство
6. Погребение умерших в бедности
7. Защита невинных
8. Спасение от смерти ближних

Примеры обращения грешника от заблуждения пути его
Обращение неверующих на путь истины и добра
Преподание советов и наставлений относительно духовно-нравственного состояния ближних
Молитва за ближнего
Утешение печального
Прощение обид

ВЕЛИКАЯ ПОЛЬЗА МИЛОСТЫНИ
СВОЙСТВА ИСТИННОГО МИЛОСЕРДИЯ

ЕВАНГЕЛИЕ УЧИТ МИЛОСЕРДИЮ

Голгофская жертва, принесенная Сыном Божиим на Кресте за грехи людей, явила собой величайшее дело Божия милосердия к людям. Большего снисхождения и быть не могло. Голгофа — средоточие христианства. Там совершено примирение Всеблагого и Правосудного Бога с грешным человечеством. Там произошло самое великое событие, которое только видели небо и земля.

Чему же, прежде всего, учит нас Голгофа? Она учит нас любви, снисходительности, милосердию по примеру того крайнего снисходжения, которое проявил здесь безгрешный Богочеловек, страдая за грехи падших людей. Итак, Евангелие уже самым происхождением своим учит милосердию, которое есть не что иное, как одна из форм проявления любви к ближнему. Поэтому все те, кто называет себя последователями Христа, должны, прежде всего, стремиться исполнять закон любви, гранью которого является милосердие.

Но если мы обратим внимание на себя и соотнесем свои поступки с учением Евангелия, то увидим, что они далеко не всегда милосердны, а очень часто и жестокосердны. Стремление к наживе, личной выгоде, эгоизм, бессердечие к другим и даже желание основать свое счастье на несчастии ближнего, можно сказать, преобладающая страсть нашего времени.

А между тем, сколько мы имеем побуждений к тому, чтобы быть сострадательными, милостивыми.

1.Прежде всего мы должны быть внимательны к нуждам наших ближних по естественному чувству близости к ним, одинаковому происхождению, одинаковой природе с ними. Не люди придумали закон: люби ближнего как самого себя (Мф.19,19). Этот закон дан нам Тем, Кто дал и мне, и тебе одну душу, одно тело, с одними и теми же потребностями, так что, любя другого, человек любит себя. Понятно, что по этому закону мы обязаны любить не только близких к нам по родству или племени, к которым влечет нас родство крови, мы обязаны любить и тех, кто не является нам родственником по плоти. Все ближние наши, кто бы они ни были, тоже люди, подобные нам, с тем же образом Божиим, с теми же способностями и потребностями. Они также дети одного и того же Отца Небесного. Они также назначены к одной и той же высокой цели. Поэтому мы всегда должны понимать, что в лице страдающего бедняка страдает наша собственная природа, и мы должны всеми силами стараться облегчить их страдания.

2.Быть милосердными, помогать своим ближним побуждает нас и естественное чувство жалости к ним при виде их бедственного положения. В самом деле, мы не можем оставаться спокойными, не можем не испытывать внутреннего терзания души своей, слыша отчаянные вопли бедных или видя ближних наших, страдающих недугами расслабления и лишенных всякого действия, замерзающих от стужи или умирающих от голода, видя дряхлую старость и великое множество слепых, хромых, сухих(см.Ин. 5, 3), в конце жизни своей имеющих одну надежду — только на нас. Из Евангелия мы знаем, как один неправедный судья принужден был удовлетворить просьбу бедной вдовицы, чтобы она ему не докучала часто (см. Лк. 18, 2-5). Как же возможно, чтобы наше сердце не прониклось милосердием при виде многочисленных бедствий и несчастий наших ближних!

3.Затем мы должны благотворить и оказывать всякую помощь тем, кто в ней нуждается, потому что мы христиане. А христиане, т.е. верующие во Христа, крестившиеся во имя Пресвятой Троицы, приобщающиеся Животворящего Тела и Крови Христовой, составляют одно духовно-таинственное Тело Христово и тесным образом связаны между собой, как члены одного живого тела. И вы — Тело Христово, — учит св. апостол Павел, — а порознь — члены (1 Кор. 12, 27).

Итак, эти покрытые рубищами страдальцы, эти несчастные люди, к которым мы страшимся прикоснуться, эти отребья мира, от которых мы отвращаем взор свой, — члены одного с нами Живого и Живоносного Тела Христова. В них та же разумная и богоподобная душа, что и в нас; они, как и мы, искуплены Пречистою Кровью Божественного Страдальца; они возрождены в той же купели св. Крещения, в которой крещены и мы, запечатлены той же печатью дара Духа Божия, как и мы. Вместе с нами приходят они в дом Отца Небесного как присные чада Его и, может быть, с большим, чем мы, дерзновением могут взывать к Нему: Отче наш, иже еси на небесех (Мф. 6, 9)! От единой Чаши причащаются они того же Тела и Крови Христовой, которых причащаемся и мы. Словом, это те члены Тела Христова, которых апостол называет царственным священством, народом святым, людьми, взятыми в удел (1 Пет. 2, 9). Уже по одному этому их нужды должны быть нашими нуждами, их язвы нашими язвами, их страдания нашими страданиями. Дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены, — говорит св. апостол (1 Кор. 12, 25-26).

Итак, кто отвращается от несчастного брата своего, члена Тела Христова, не отвращается ли он тем самым благодати Духа Божия, связывающего всех нас в единое Тело во Христе? Не отсекает ли самого себя от Живоносного Тела Христова и от общения церковного? Не делается ли мертвым, отпадшим его членом, сухой, отвалившейся ветвью (см. Ин. 15, 6). Кто говорит, по учению апостольскому, «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1 Ин. 4, 20). Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцом есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях… Ибо как тело без духа мертво, так и вера без дел любви и милосердия христианского мертва (Иак. 1, 27; 2, 26).

4.Милосердию, кроме того, учит нас пример Иисуса Христа и истинных последователей Его.

Своим пришествием на землю и страданиями за нас Господь проявил такую любовь и милосердие к нам, выше которых и представить ничего нельзя. Рассуждая о том, что получил человек от Бога благодаря спасительным страданиям Иисуса Христа, святитель Иоанн Златоуст говорит: «Не великое ли безумие получать такие дары и между тем самому быть нечувствительным и не воздавать взаимно за благодеяние, и притом меньшим за большее? Господь сделал тебя наследником неба, а ты не хочешь ради Него пожертвовать земным? Он примирил тебя с Отцом, несмотря на то, что ты не только не сделал ничего доброго, но даже был врагом… Он прикрыл твою наготу,а ты и после этого не хочешь дать Ему приюта, как страннику? Он прежде утолил жажду твою Своею Кровью, а ты не хочешь дать Ему и капли холодной воды? Он тебя напоил дарами Духа Святаго, а ты не хочешь утолить и водою Его жажды? Тебя напоил Духом, тогда как ты был достоин наказания, а ты презираешь Его, когда Он жаждет, хотя на все это ты должен был употребить Его же дары?.. Он облек тебя одеждою спасения, и облек Сам; и ты сделай то же, хотя через раба. Он прославил тебя на небесах, а ты, по крайней мере, защити Его от страха, наготы и бесславия. Он удостоил тебя сожительства с Ангелами, а ты прими Его только под кров свой, по крайней мере, дай Ему приют, как бы рабу своему. «Я не пренебрегаю приютом этим, — говорит Христос, — хотя Я Сам отверз для тебя целое небо. Я освободил тебя от тягчайшего плена, но не требую того же от тебя и не говорю: освободи Меня; для Моего утешения довольно, если ты только обратишь на Меня внимание тогда, когда Я нахожусь в узах. Я воскресил тебя из мертвых и не требую, чтобы и ты сделал то же, но говорю: посети Меня только во время Моей болезни!» Итак, каких адских мучений достойны мы, если при столь легких требованиях от нас не исполняем последних?»

МИЛОСЕРДИЕ СВЯТЫХ

1.Питание алчущего

Представим несколько образцов благотворительности русских подвижников во время голода.

При св. Феодосии обитель Киево-Печерская была еще бедна: случалось, что келарь не мог ничего дать братии на трапезу. Между тем прп. Феодосий построил даже особый двор, на котором кормил бедных. Для них отделял он десятую часть монастырских доходов и каждую субботу посылал воз с хлебом в темницу.

Преподобный Корнилий Комельский также во время голода раздавал хлеб голодающим. Донесли ему, что некоторые приходили за помощью по несколько раз; преподобный не обратил на это внимания и велел продолжать раздачу хлеба всем без различия.

Преподобный Димитрий Прилуцкий иногда раздавал бедным милостыню тайно от братии, чтобы не вызвать беспокойства среди них, ввиду случаев нужды, постигавших саму обитель. Он был учителем истинной благотворительности и для мирян: когда некто из них, безучастный к беднякам, но хотевший быть благотворителем обители, принес прп. Димитрию подаяние на обитель, преподобный сказал ему: «Отнеси назад то, что принес ты нам, и накорми сперва своих слуг и сирот(рабочих), живущих у тебя, чтобы не страдали от голода и наготы, и когда останется что-нибудь от того, принеси нашей нищете».

Преподобный Сергий Радонежский необычайно был милостив к бедным. Его жизнеописатель прп.Епифаний пишет, что «рука его простерта была требующим, как река многоводная, тихая струями; что в его обители находили приют и пропитание странные, нищие и болящие».

Преподобный Кирилл Белозерский во время безхлеьбя и голода, случившихся в окрестности, велел из запасов монастыря раздавать хлеб всем нуждающимся. Запасы эти, собранные усиленными трудами братии и дарами жертвователей, при помощи Божией, не истощались в обители, несмотря не чрезмерную раздачу хлеба из них, так что и сами торговцы хлебом удивлялись и назидались обилием этих запасов, не оскудевающих по силе благодати Божией. О преподобном Кирилле, как питателе бедных во время голода, гласит и одна песнь из церковной службы ему: «Во время голода, раздавая хлеб нищим, ты утолял голод; преподобие, напитай и мене, тающего от голода благих дел, да и я со всеми буду петь Господа во веки».

Еще более замечателен по благотворительности св. Иосиф (Санин), называемый также Волоколамским или Волоцким. Оказывать помощь окрестному трудящемуся населению он считал постоянным призванием своей обители во всякое время. Одним из видов помощи обителью поселянам являлась раздача, по велению игумена, семян для посева, земледельческих орудий и домашнего скота (если кто лишался его по какому-либо несчастному случаю).

Но особенно велик был подвиг человеколюбивой помощи прп.Иосифа во время страшного голода, постигшего около 1512г. население, проживавшего по соседству с монастырем. В отчаянии поселяне стекались к обители с мольбою о хлебе, приносили к ней своих детей и больных, расслабленных от голода. Преподобный Иосиф поспешил построить дом для них и сразу принял более 50 человек на призрение. Скоро дом превратился в настоящую странноприимницу, с церковью и монастырем при нем, под называнием Богородного (потому что в него принимали Бога ради). Здесь находили пристанище и готовую пищу бедные, странники, больные, страждующие, так что обитель кормила ежедневно до семисот человек. На это и на свои нужды, обитель издерживала в год по три тысячи четвертей хлеба и все, что имела. Вообще же для помощи голодающим преподобный Иосиф велел открыть все имеющиеся где-либо монастырские житницы и, когда запасы их истощились, несмотря на ропот братии, делал займы, но не переставал помогать голодающим. Узнав об этом подвиге св. Иосифа, уважавший его великий князь Василий Иванович посетил его обитель и, увидев, оскудение, приказал ей отпускать из собственных сел хлеб в таком количестве, какое потребуется для нее и для оказания помощи народу. Сюда же присылали свои пожертвования и братья князья, и другие состоятельные лица, так что и помощь голодающим от обители не оскудевала.

2.Одеяние нагого

Однажды к свт. Иоанну Милостивому пришел принять благословение богатый вельможа и увидел его постель, покрытую тонким и уже полуизношенным одеялом. Возвратясь домой, он послал святому новое, дорогое одеяло, стоившее 36 златниц. Человек Божий не хотел оскорбить усердия вельможи и в следующую ночь уснул под этим драгоценным покрывалом, но, пробудившись, тотчас раскаялся в этом. «Горе тебе грешному! — воскликнул он; — Спишь под нежной тканью, а братья Христовы — нищие — цепенеют от холода. Сколько есть убогих, которые не имеют и тряпок прикрыть наготу свою! Сколько есть странников и пришельцев, которые спят на улицах, пронизываемые ветром, а ты имеешь пышныя храмины, толпы рабов, разнообразную пищу и всякия пития и ещё вздумал разнежить себя под этим мягким шелком. Нет, не покроюсь я этим пышным одеялом в следующую ночь. Пусть ценою его покроются несколько бедных». Лишь только свт. Иоанн дождался утра, немедленно послал подаренное ему одеяло на рынок для продажи. Промысл Божий привел туда и вельможу. Он увидел свое одеяло, купил его и вторично отослал святому, усердно прося его, чтобы пользовался им сам. Человек Божий, приняв, поблагодарил и опять велел продать его. Так продолжалось до трех раз. Таким образом святитель обратил приверженность к себе вельможи на пользу страждущим, сделав и его, хотя невольным, участником в благотворении.

3.Облегчение участи заключенных в темнице

Во дни римского императора Антонина, в городе Траянополе воздвигнуто было гонение на христиан. Прежде других была взята и заключена в темницу св.Гликерия, недавно обратившаяся ко Христу, но показавшая уже более всех ревности к обличению язычества и решимости пострадать за веру. Одинокою оставалась в темнице юная христианка и исповедница. И вот Филократ, пресвитер малой церкви, в которой собирались немногие христиане города, решился, презирая все опасности, посетить Христову узницу. Святая Гликерия просила Филократа благословить ее на предстоящий подвиг мученичества: «Знаменай меня крестным знамением: оно будет мне украшением и как бы некоторым помазанием на подвиг. Через это сделай ты меня угодной Царю и Богу, для Которого сам воинствуешь, чтобы я, огражденная и укрепленная знамением Его, могла победить вражеские силы». Благословляя узницу крестным знамением, пресвитер сказал: «Знамение Христово да поможет тебе в твоем намерении, и Сам Христос Господь да будет для тебя духовным миром, умащающим тебя Своей благодатью, чтобы ты получила то, что желаешь». Укрепив узницу именем Господа, пресвитер удалился. Святая Гликерия, твердо вынесши страдания за Христа, предала святую душу свои в руки Божии. Епископ Дометий, взяв многострадальное тело ее, похоронил его близ города. Потом от святых мощей ее источались дары исцелений верующим.

Святая Анастасия Узорешительница представляет собою высокий образец христианского милосердия к заключенным в темнице. В темнице был, и вы пришли ко Мне (Мф. 25, 36), — эти слова Господа глубоко проникли в душу св. Анастасии. Бодрая, светлая, преисполненная радостью, которую давала другим, она ежедневно обходила темницы, и везде встречали ее, как Ангела Божия.

Но недолго была с нею благодать этого утешения: муж ее вознегодовал на нее и, опасаясь, что она все богатство свое расточит на заключенных, стал держать ее взаперти, приставив к ней стражу. Она доходила до отчаяния и писала своему бывшему воспитателю: «Моли за меня Бога, за любовь к Которому я страдаю до изнеможения…» Старец ей ответил на это: «Не забывай, что ходящий по водам Христос силен утешить всякую бурю: Он, встав, запретил ветру и волнению воды; и перестали, и сделалась тишина (Лк. 8, 24). Ты теперь стоишь как бы среди волн морских; в терпении ожидай Христа, — Он придет к тебе… Свету всегда предшествует тьма; после смерти обещана жизнь, предстоит конец земной скорби, как и земной радости. Благословен от Бога тот, кто уповает на Него».

Вскоре св. Анастасия овдовела и получила возможность отдать все свое богатство и всю свою жизнь на то служение, которое она так возлюбила. Теперь она уже не ограничивалась темницами одного Рима, она переходила из города в город, из страны в страну — доставляла узникам пищу, одежду, омывала их раны, большими деньгами подкупала темничных стражей, чтобы они освобождали страдальцев от железных оков, натиравших им раны. За эти дела и присвоено ей наименование «узорешительницы».

Сколь многим ее любовь принесла утешение, сколь многим она дала силу претерпеть до конца! Трудясь день и ночь, она совершенно забывала, что и сама может подвергнуться преследованию. Однажды, придя в темницу к узникам, которым служила ещё накануне, св. Анастасия не нашла их на месте: ночью все они были казнены, чтобы освободить место в темнице для множества других, вновь плененных христиан. Она горько плакала и спрашивала у всех сквозь слезы: «Где же мои друзья — узники?». Заключив из этого, что и она христианка, ее взяли и представили на суд к правителю. Ее распяли между четырьмя столбами и развели огонь, чтобы сжечь, но, прежде, чем разгорелось пламя, она в мучениях скончалась.

4. Служение больным

Служение больным Спаситель прямо относит к Себе. Праведники спросят всемирного Судию: «Господи! Когда мы видели Тебя больным… и пришли к Тебе?» И Царь скажет им в ответ: «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 39-40).

Приведем несколько примеров христианского служения больным.

Авва Петр рассказывал о св. Макарии: пришел он некогда к одному отшельнику и, найдя его больным, спросил, не хочет ли он съесть чего-либо, так как в келье у больного ничего не было. Больной отвечал: «Хочу пастилы» (душистая лепешка). Мужественный старец не поленился сходить в Александрию, чтобы достать больному желаемое.

Говорили об авве Иоанне Фивейском, младшем ученике аввы Аммона, что он двенадцать лет служил больному старцу до самой его смерти, сидя с ним на рогоже.

Об авве Агафоне рассказывали: пришедши однажды в город для продажи вещей своих, нашел он лежащего на улице больного странника, о котором никто не заботился. Старец нанял для него небольшое помещение, остался при нем, платил за дом из денег, получаемых за рукоделье, а что оставалось, употреблял на другие нужды больного. Старец пробыл с больным три месяца, пока тот не выздоровел, а после возвратился с миром келью.

Некоторые подвижники русских монастырей к трудам благотворительным присоединяли врачевание от болезней. Так, св. Варсонофий, еп. Тверской, когда был еще игуменом одного казанского монастыря, лечил всех приходящих к нему от болезней. Это привлекало к нему множество татар. Кротостью, терпением и бескорыстием в деле врачевания он располагал к себе их сердца, а затем обращал в христианство.

В обители Киево-Печерской еще при жизни св. Антония прославился св. Агапит, прозванный безмездным врачом. Он лечил всю братию монастыря и никуда, даже по просьбе князя, не выходил из обители, но к нему приносили многих больных из окрестностей, и он всем подавал скорую помощь. Он лечил больных травами, которые варил себе в пищу, и это простое средство, соединенное с молитвою святого целителя, возвращало силы и здоровье уже совсем умиравшим. Св. Агапит исцелил, между прочим, известного князя Владимира Мономаха, послав ему в Чернигов свои целебные травы. Искусством врачевания св. Агапит превзошел знаменитого в Киеве врача-армянина, и тот, поняв, что Агапиту посылается помощь свыше, крестился и принял иночество в Печерском монастыре.

5. Страннолюбие или гостеприимство

Гостеприимство — добродетель, весьма распространенная в древности даже между грубыми и необразованными народами, особенно возвышалась в избранном народе Божием.

В житии прп. Илариона повествуется, что когда он в сопровождении многочисленных учеников своих обходил монастыри, то один странноприимец, видя утомление странников, пригласил их в свой виноградник для отдыха и утоления жажды. Все брали себе винограда сколько хотели, и Бог так благословил странноприимца, что его виноградник, дававший ему ежегодно сто мер вина, в это лето дал втрое больше. Другой человек, жестокий и скупой, видя прохожих, отгонял их от своего виноградника и за это лишился благословения Божия; его виноградник в этот год дал менее плодов, чем прежде, и те были недоброкачественные.

Святитель Григорий, папа Римский, рассказывает следующее: «Один богатый человек каждый день имел обыкновение приглашать к себе странников, кормил их и со всем семейством служил им. Однажды между обычными посетителями явился некоторый новый, неизвестный ему странник. Хозяин пригласил его к трапезе, а сам между тем пошел за водою, чтобы по обычаю умыть ему руки. С водою он возвратился тотчас же, но, к удивлению своему, нового посетителя на месте уже не увидал. Страннолюбец недоумевал: чтобы это значило? Но недоумение его скоро разрешилось. В ту же ночь явился ему Господь и сказал: «В прежние дни ты принимал братий Моих меньших, а вчера принял Самого Меня. И вот грядущий Судия скажет тебе вместе с другими: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне(Мф. 25, 40)». И знай, что тех, которые прежде суда принимают Его в лице странных, Он на суде взыщет Своими милостями».

6. Погребение умерших в бедности

Этот подвиг телесного милосердия к ближнему напоминает нам о жалком и беспомощном положении, в котором находился возлюбленный Спаситель наш после Своей крестной смерти: «Сего страннаго, Его же ученик лукавый на смерть предаде» (из службы Страстной седмицы). Его Иосиф Аримафейский приготовил к погребению и положил в своей семейной могиле.

Этим подвигом обессмертил себя праведный Товит (Тов. 1, 17), потому что за городскими воротами, где он жил, просто выбрасывали тела убитых пленников, которые были его соплеменниками. Ради этого подвига св. Товит лишился имения своего и потерял зрение, но за это Господь Бог наградил его семейным счастьем и впоследствии возвратил ему зрение.

Первые христиане с великим усердием собирали с мест казни останки мучеников и погребали их. В IV веке в греческой Церкви существовали особые люди, на которых возлагали труд погребать бедных мертвецов: эти люди назывались «труждающимися».

Святой Никандр пострадал в царствование Диоклетиана, с именем которого соединяются воспоминания о самом страшном гонении, которое когда-либо испытывали христиане. Святой Никандр был врачом, он посещал мучеников в темницах и служил им. Однажды, несмотря на предстоявшую опасность, он занимался погребением тел св. мучеников, брошенных на съедение зверям и птицам. Его заметили, схватили и предали различным мукам, потом содрали кожу с живого и усекли мечем.

7. Защита невинных

Вот примеры высокой христианской добродетели.

Ужасное бедствие угрожало Италии в то время, когда в Риме был папою св. Лев Аттила, царь гуннов, прозванный бичом Божиим, около 452 года напал на Италию и шел с войском в Рим. Лев, усердно помолившись Богу и испросив заступничества святых апостолов Петра и Павла (покровителей Рима), вышел с римскими сенаторами навстречу грозному царю и стал умолять его о пощаде. Аттила, выслушав речь святителя, обещал пощадить всю римскую область и, действительно, удалился, к крайнему изумлению своих воинов, не привыкших видеть в нем такое милосердие. Они с удивлением спрашивали у него, почему он послушался слов папы и так легко отказался от выгод, которые обещало ему покорение Рима? «Разве вы не видели тогда что видел я? — спросил у них Аттила. — Пока папа говорил со мною, два светлые мужа держали надо мной обнаженные мечи и грозили мне смертью, если я не послушаюсь архиерея Божия».

Когда св. Серапион был пострижен игуменом Троицкой Лавры, случилось, что злые люди оклеветали перед Великим князем Иоанном III в тяжкой и небывалой вине чародейства трех именитых боярынь. Раздраженный Иоанн, поверивший столь нелепому обвинению, осудил их на сожжение. Напрасно митрополит и бояре умоляли Царя помиловать осужденных. Царь не хотел простить их. Услышав о предстоящей казни, прп. Серапион помолился Живоначальной Троице, явился пред лицом разгневанного князя и своею настойчивостью и убеждением в невиновности осужденных понудил Царя отменить жестокий приговор. Великий смертный грех берем мы на душу, когда, зная невиновность ближнего, обвиняемого в чем-либо, не стараемся во что бы то ни стало оправдать его; хотя бы это стоило нам самим немало беспокойств и страданий, мы должны помочь невинно страждещему.

Святитель Филипп, митрополит Московский за обличение Царя Иоанна Грозного принял даже мученическую смерть. Бесчисленными казнями, пытками и всякими жестокостями и насилиями Царь привел в ужас всю Москву и землю русскую. Святой архипастырь не мог спокойно взирать на бедствие народное и, не боясь гнева грозного Царя, смело обличил его жестокосердие и упрашивал прекратить жестокие казни. Разгневанный Царь лишил святителя его сана, заточил в монастырь и впоследствии приказал умертвить его. Мужественный архипастырь хорошо знал, что ожидало его за такие обличения, «но, если умолчу об истине, какой же я епископ», — говорил он другим святителям, которые были ему преданы.

В Киево-Печерский монастырь пришла вдова, которую обидели на суде и, встретив преподобного Феодосия, спросила, где бы ей найти игумена. «Чего ты ждешь от него? Он человек грешный», — сказал св. Феодосий. «Грешен ли он — не знаю, — отвечала вдова, — а знаю, что он многих избавляет от бед, потому и я пришла просить его о защите». Преподобный Феодосий расспросил женщину об ее деле и обещал ей сказать игумену, а сам пошел в суд и все устроил так, что все, несправедливо отнятое у вдовы, было ей возвращено.

8. Спасение от смерти ближних

Представим несколько рассказов, объясняющих эту святую заповедь христианской веры.

Раз шел преподобный Варлаам Хутынский в Новгород к владыке. На мосту народ готов был сбросить в реку Волхов уличенного преступника. Преподобный, взглянув на бедного осужденного, сказал народу: «Он загладит вины свои в Хутыне, — отдайте мне его». И народ отдал уважаемому пустыннику преступника.

В другое время точно такая же встреча случилась с прп. Варлаамом: в этот раз даже просили преподобного спасти осужденного от смерти, но он молча прошел мимо. «Что это значит? Отчего одного спас, а другому не хотел оказать той же милости?» — спросили его изумленные ученики. «Господь всем хочет спасения, — сказал преподобный. — первый осужден был по правде, но ему, кающемуся, Господь дал время очиститься покаянием, и он совершает покаяние в обители. Последний осужден несправедливо, но за невинное страдание получит он венец праведника, тогда как иначе земная лесть могла бы испортить его душу».

Но так как не одно только тело нуждается в помощи и сострадании, но и душа, то святые угодники Божии и добрые, благочестивые люди не забывали и дел милостыни духовной.

Примеры обращения грешника от заблуждения пути его

Преподобная Таисия, родом египтянка, в юности была увлечена своею матерью к позорной жизни. И вот, прп. Пафнутий, ревнуя о спасении близких, вознамерился обратить ее на путь истины. Не боясь укоров и насмешек, он в одежде мирянина вошел в дом позора, где жила Таисия. Убедительные наставления св. подвижника сильно тронули грешницу и побудили ее искать спасения души в иноческих подвигах. В уединенной келлии она омывала грехи свои непрестанными слезами и спустя три года переселилась в блаженную жизнь.

Преподобный Исидор, пресвитер скитский, видя кого-нибудь из братии слабого, или нерадивого, или малодушного, или буйного, изгоняемого за эти пороки старцами, всегда приглашал такого к себе. С помощью то терпения, то дружелюбных замечаний, преподобный наставлял неведущего на путь истины.

Некоторый брат впал в тяжкий грех. Он пришел к авве Аммону и сказал ему: «Я впал в такое-то согрешение и не имею сил для покаяния: оставляю монашество и иду в мир». Старец уговорил брата остаться в монашестве, обещая принять на себя труд покаяния в грехе его перед Богом. Взяв на себя грех брата, старец начал приносить покаяние в этом грехе. Только один день он пробыл в покаянии, как последовало откровение от Бога, что грех прощен ему ради любви старца.

Обращение неверующих на путь истины и добра

Братская любовь христиан сильнее всего должна проявляться в ревности о спасении друг друга, в поощрении друг друга в христианской жизни. Всем им свойственно заботиться о взаимном благе. Но какое благо может быть выше спасения души и какое средство к достижению его действеннее, как не жизнь по духу Евангелия? Вот примеры, которыми мы можем руководствоваться в этом деле.

Великий святитель IV века Григорий Богослов не мог равнодушно смотреть на опасности и искушения, каким подвергался его родной брат Кесарий, живший в качестве лейб-медика при дворе Констанция-арианина и Юлиана Отступника. Он употребил все усилия, чтобы отвлечь его от той службы и спасти его от соблазнов придворной жизни.

Святитель Петр, митрополит Московский, будучи игуменом Ратского монастыря, привлекал своею жизнью и проповедью многих посетителей в свою обитель, а когда стал святителем, то несмотря ни на преклонные годы, ни на трудности пути, неутомимо обходил города и селения и всех поучал вере и благочестивой жизни.

Святитель Тихон Воронежский, ревнуя о благочестии своей паствы, не побоялся с грозным словом обличения явиться среди бесчинствующей толпы: горячей речью он убедил целый город навсегда оставить неприличное христианам празднование в честь Ярилы. Также и в других случаях, например, на сырной неделе он благотворно повлиял на поведение горожан и вообще, значительно улучшил их нравы.

Святой Стефан Пермский, сын бедного дьячка г.Устюга, услышав о духовной темноте жителей пермской земли, язычников, у которых и письменности никакой не имелось, сам будучи почти самоучкой, составил азбуку и книги на их языке и отправился один, с упованием на помощь Божию, к этим диким народам, населявшим отдаленные северо-восточные окраины России. Здесь один он просветил целый край язычников, смело сокрушая их идолов и вместе с ними легковерную надежду на этих истуканов, дал им истинное понятие о Боге, о лучшей жизни земной, о миролюбии с другими народами, о промышленности, о труде и пр.

Преподание советов и наставлений относительно духовно-нравственного состояния ближних

Вот пример мудрой осторожности, с какою святые подавали душеполезные советы и вразумления ближним. Однажды в пустынном скиту было собрание по случаю падения одного брата. Отцы говорили, авва Приор молчал. Потом он встал, вышел, взял сумку, наполнил ее песком и стал носить на плечах своих; насыпал также немного песку в корзину и стал носить ее пред собою. Отцы спросили его: «Что бы это значило?» Он сказал: «Эта сума, в которой много песку, означает мои грехи: много их, но я оставил их позади себя, чтобы не болезновать и не плакать о них; а вот это — немногие грехи брата моего: они передо мною, я рассуждаю о них и осуждаю брата, — а не должно бы так делать: лучше бы мне свои грехи носить перед собою, скорбеть о них и просить Бога о помиловании меня». Отцы, выслушав такое наставление, встали и сказали: «Вот истинный путь спасения».

Не всегда можно сообщать истину в непосредственном ее виде, мудрость христианина позволяет ему сообщать ее и в форме притч. В жизни человека могут быть обстоятельства, когда косвенное, прикровенное, сообщение истины имеет свое значение, пролагая путь и отворяя двери для явного, неприкровенного сообщения. Об этом свидетельствует нам Св. Писание. Здесь, например, мы можем вспомнить о пророке Нафане, который, желая указать Царю Давиду на грехи его, прежде всего начал рассказывать притчу о богатом человеке, отнявшем у бедняка последнюю овцу, и только тогда, когда Царь был подготовлен таким приступом, он перешел прямо к наступательному, знаменитому обличению: «Этот человек — ты!»

Никакие убеждения не могли обратить к вере некоего вольнодумца. Но вот приходит он к одному из своих друзей и, увидев у него глобус, украшенный звездами, спрашивает: «Кто это так хорошо сделал?» — «Сам сделался!» — отвечают ему. «Быть не может» — «Уверяю тебя!» — «Нет, это невозможно!» — «Как! Неужели невозможно, чтобы эта столь незначительная вещь устроилась сама собою, случайно, без руки мудрого художника, когда, по твоему рассуждению, и вся земля с ее разнообразными творениями, и небеса, украшенные сонмами столь дивных светил, произошли по какому-то случаю?» Вот самое естественное суждение разума. Но оно сделало то, чего не могли сделать никакие другие убеждения: привело заблудшего в лоно откровенной истины.

Молитва за ближнего

«Один юноша, — рассказывает святой Иоанн Милостивый, — был взят в плен. Родители скорбели об участи сына, но чем и как они могли помочь ему? И вот они стали усердно молиться о нем Богу, и, наконец, долгое время ничего не слыша о пропавшем сыне и думая, что не убит ли он на войне, даже творили о нем поминовение. И что же? В эти дни, когда его поминали, — как он сам впоследствии, по возвращении, рассказывал, — приходил к нему в темницу неизвестный славный муж, оковы чудесным образом спадали с его ног, и он целые эти дни оставался на свободе — такова сила молитвы».

Утешение печального

Утешайте, увещавайте друг друга и назидайте один другого; вразумляйте бесчинных (1Фес.5, 11, 14). Это наставление апостола относится не к одним служителям веры, а вообще ко всем христианам, как членам единого Тела Христова — Церкви. (см. 1 Кор. 12, 26). Тех, которые не почитают для себя обязанностью думать о душевном спасении других, св. Иоанн Златоустый так вразумляет: «Как? Овца твоего соседа лежит пораженная, лежит на пути, и ты не поднимешь ее, не скажешь о ней соседу? Менее ли стоит душа твоего ближнего, когда бы ты увидел ее пораженною или заблудшею? Пламень объял дом твоего согражданина, и ты не можешь равнодушно смотреть на это бедствие, почему же нимало не трогает твоего сердца состояние другого, когда он в пламени страстей? И еще: если захотите, то больше, чем мы друг друга исправить можете: вы больше друг с другом находитесь, больше, чем мы, знаете друг друга».

Прощение обид

Побеждай зло добром (Рим. 12, 21) — учит Слово Божие, а зла злом победить нельзя. В самом деле, «если воздано за рану раною, — говорит святитель Филарет, митрополит Московский, — то произойдет два раненых вместо одного; и, следовательно, зло удвоено, а не прекращено, потому что обиженный, нанеся рану обидчику, не излечил тем своей раны. Обида, нанесенная за обиду, не только не уничтожает зла сделанного, но и не останавливает хода зла или даже усиливает его. В ком было довольно зла, чтобы начать обиду, в том, по всей вероятности, еще более найдется его, чтобы отвечать на взаимную обиду. Таким образом, должна произойти цепь обид; и так как каждый, воздающий за обиду, естественно, будет стараться сделать соперника менее способным вредить, то всякая дальнейшая обида должна быть тяжелее и убийственнее предыдущей… И так отражать силою силу в настоящем случае значило бы делать брань большею, бесконечною, убийственною; и поэтому надо делать обратное — благодетельствовать враждующему против нас: если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья (Рим. 12, 20). Нельзя долго держать горящий уголь на голове и не почувствовать жара, хотя бы кто был и самый нечувствительный человек; так и самый упорный из ненавидящих мир не долго останется бесчувственным, если будешь благотворить ему».

Приведем несколько примеров для пояснения этой истины.

Святитель Тихон Задонский имел обыкновение утолять злобу своих безрассудных врагов, когда она особенно усиливалась, именно питанием их, предложением им в виде подарка чего-нибудь съедобного, например, чаю, сахару.

Мучитель св. Ианнуария, измышлявший всякого рода страдания для мученика, вдруг сам ослеп. И что же? Незлобивый Ианнуарий помолился о нем Богу и возвратил ему зрение. Вот как нужно по-христиански платить добром за зло. Припомним, что и в церкви поется: «простим вся воскресением», т.е. простим обиды всем по случаю праздника Воскресения Христова.

«Если утоливший чашею воды жажду тленного тела ближнего своего не будет забыт пред Мздовоздаятелем Богом: насколько больше вознагражден будет тот, кто помог бессмертной душе во время ее духовной жажды получить хоть каплю сладкой и живой воды молитвы и благодати», — говорит свт. Филарет, митрополит Московский.

«Если вы увидите слепца, стоящего на краю бездны, — пишет св. Иоанн Златоуст, — не поспешите ли вы предотвратить его от падения? Как же мы можем взирать на наших братьев, постоянно низвергающихся в бездну ада, и не подавать им руку помощи! Употребите все ваши усилия, приложите все ваши знания, все ваши заботы к наставлению и обращению заблудших. »Я, — говорит Господь, — сотворил небо и землю, а тебе, о человек, Я дал такую же власть сделать землю небом. Я возжег светила, озаряя вашего ближнего светом истины. Вы не можете создать человека, но вы можете преобразить его и сделать его для Меня угодным и возлюбленным. Обративший хоть одну душу угождает Богу несравненно более, чем тот, кто раздал бы все свое имущество бедным»».

«Проповедание истины другим больше молитвы, — говорит свт. Григорий Двоеслов. — Обратить грешника на покаяние большее чудо, чем воскресить мертвеца: воскрешенный опять умрет, а восставшая из греха душа — жива будет во веки. Смотри внимательно: Господь воскресил Лазаря из гроба, и о последующей его жизни нет сказания Евангелия; воскресил Христос душу в Павле апостоле — и многое сотворил он учением своим».

ВЕЛИКАЯ ПОЛЬЗА МИЛОСТЫНИ

Наконец, христианин не должен ослабевать в милосердии, воодушевляясь той великой пользой, которую приносит милостыня человеку.

Человек, подающий милостыню, расточает тленное, а приобретает нетленное; расточает земное, а получает небесное; расточает малое, принимат неисчетное. На памятнике одного доброго человека значилась следующая надпись: «Все, потраченное им на себя, — потеряно; все, накопленное для других, все розданное — осталось с ним». Подающий милостыню подает нищему, а принимает Христос. О чудное действие милостыни! Христа под рубищем она находит, и Всесодержащему благодетельствует! Ибо Искупитель наш, испив некогда чашу горьких страданий, и до сих пор еще страдает в Своих членах. Он, когда настанет день Его правосудия, скажет милосердым: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы посетили Меня (Мф. 25, 35-36). И хоть пред целым светом они признаются, что никогда в таком состоянии не видели Его, милосердый Спаситель объявит им, что сделанное ими благодеяние бедным Он принимает как сделанное Ему: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25, 40).

Святитель Иоанн Златоуст так рассуждает о пользе милостыни: «Она не обувь нам делает, не одежду доставляет, не дома каменные созидает, но жизнь вечную приготовляет, из рук смерти исторгает, и в той, и в другой жизни прославляет и созидает нам обители и вечные чертоги на небесах… Милосердие созидает вечную жизнь на небесах, учит учеников своих избегать вечной смерти и дарит им сокровища неистощимые, которые не могут потерпеть вреда ни от воров, ни от моли, ни от тления, ни от времени. Если бы кто-нибудь научил тебя беречь только хлеб, то чего бы ты не делал, чтобы научиться хранить его без вреда в продолжении нескольких лет? Но вот милостыня учит тебя безвредно сохранять не только хлеб, но и все: имущество, и душу, и тело… Она делает тебя сильнее философов и ораторов; ибо люди знаменитые своей мудростью и красноречием имеют многих завистников; а за тех, которые прославили себя милосердием, бесчисленное множество людей приносят молитвы. Те предстоят пред судом человеческим, защищают обидимых, а часто и обижающих; но милостыня стоит пред судом Христовым и не только защищает, но и Самого Судию преклоняет защищать подсудимого и произнести милостивый приговор на него…

Великое дело милостыня! Милостыня есть царица добродетелей, весьма скоро возводящая людей на самое небо, и лучшая защитница… Сила ее такова, что она умоляет даже за падших и согрешивших. Она разрешает узы, разгоняет мрак, гасит пламень, умерщвляет червя, избавляет от скрежета зубов… Велик полет у милостыни: она рассекает воздух, проходит луну, восходит выше лучей солнечных, достигает до самых небес. Но и там она не останавливается, напротив, проходит и небо, обтекает и сонмы Ангелов, и лики Архангелов, и все вышние Силы и предстает самому Престолу Царскому… Для нее беспрепятственно отверзаются врата небесные. Как у входящей царицы никто из стражей, приставленных к дверям, не смеет спрашивать, кто она и откуда, но все тотчас принимают ее; так точно бывает и с милостынею; она поистине есть царица, делающая людей подобными Богу. Будьте, — сказал Господь, — милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36)».

Не забудем, наконец, что через милостыню и богатый и бедный, оба приносят друг другу пользу. Ерм, муж апостольский, в книге «Пастырь» говорит: «Однажды, когда я, прогуливаясь по полю, увидал вяз и виноградную лозу и размышлял о плодах их, пастырь (Ангел, явившийся ему в виде пастыря) явился мне и сказал: «Что ты думаешь об этой виноградной лозе и вязе?» — «Думаю, как они пригодны друг для друга». — «Видишь ли, — говорит он, — эту виноградную лозу и этот вяз?» Я говорю: «Вижу, господин». — «Эта виноградная лоза, — говорит он, — имеет плод, а вяз — дерево бесплодное; но эта виноградная лоза не может приносит обильного плода, если не будет опираться на вяз, ибо, лежа на земле, она дает гнилой плод; но если виноградная лоза будет висеть на вязе, то даст плод и за себя и за вяз. Итак, видишь, что вяз дает плод не меньший, даже гораздо больший, чем виноградная лоза, потому что виноградная лоза, будучи повешена на вязе, дает плод обильный и хороший, но, лежа на земле, дает плод плохой и малый. Это служит притчею для рабов Божиих, для бедного и для богатого». — «Каким образом, спрашиваю, — объясни мне.» — «Слушай, — говорит он. — Богатый имеет много сокровищ, но беден для Господа; развлекаемый своими богатствами он очень мало молится Господу, и если имеет какую молитву, то слабую и не имеющую силы. Но когда подает бедному то, в чем тот нуждается, бедный молит Господа за богатого, а Бог подает богатому все блага, потому что бедный богат в молитве, и молитва его имеет великую силу перед Господом. Богатый подает бедному, веруя, что ему внимает Господь, и охотно и без сомнения подает ему все, заботясь, чтобы у него не было в чем-нибудь недостатка; бедный благодарит Бога за богатого, дающего ему. Тот и другой делают дело. Так люди думают, что вяз не дает плода, — не знают они и не понимают того, что во время засухи вяз, имея в себе влагу, питает виноградную лозу, а виноградная лоза, имея влагу, дает двойной плод — и за себя, и за вяз. Так и бедные, моля Господа за богатых, бывают услышаны и умножают богатства их; а богатые, помогая бедным, участвуют в добром деле. Итак, кто поступает таким образом, не будет оставлен Господом, но будет вписан в Книге жизни. Блаженны те, которые, имея богатства, чувствуют, что они обогащаются от Господа, ибо, кто почувствует это, тот может делать нечто доброе».

СВОЙСТВА ИСТИННОГО МИЛОСЕРДИЯ

Наша благотворительность должна быть прежде всего доброхотна, радушна, а не огорчительна, — доброхотно дающего любит Бог(2Кор. 9,7). Мы не должны укорять тех, кому подаем милостыню. Не должны давать им чувствовать, что мы их благодетели и даем им от великодушия своего.

Бедность, говорят, не порок, но как часто и насколько многими и жестокими сопровождается она подозрениями! Думают, что бедность произошла или от нерасчетливости, или от других недостатков характера и скрывает их под этою ветхой и грязной одеждой, которая едва прикрывает наготу. Пусть так. Но пощадите злосчастную жертву бедности! Не бросайте в нее камня, когда она просит куска хлеба! Пусть даже бедность произошла от вины, и даже от большой вины самого несчастного: не будьте ему судьею, когда никто не давал вам права судить его. Пусть вы даже замечаете, что бедность располагает бедняка к пороку: явите ему всю вашу сострадательность, спасите душу, гибнущую от погибель скудости телесной, согрейте ваше благотворение искренней лаской, и она, успокоив тело, успокоит и душу.

Помните, что часто бедняку дорога не столько милостыня, подаяние, вообще материальная помощь, сколько любовь, движущая дающую руку, участие, сопровождающее подаяние. Это участие, сочувствие в благотворительности — то же, что аромат в цветке. Подаяние и помощь, лишенные этого аромата, унижают принимающего милостыню, давая ему чувствовать его зависимость от подающего, оскорбляют чувство его человеческого достоинства, которое, кстати сказать, у людей, обиженных судьбою, бывает особенно сильно развито. Бедняк, конечно, принимает подаяние от всякого, но сердце его принадлежит только тому, кто умеет смешать свои слезы с его слезами или каким-то другим образом выразить ему свое участие. Таково свойство души человеческой, что она боится одиночества, и более всего тогда, когда страждет; страждущая душа ищет и принимает сочувствие с такой же жадностью, с какой жаждущая земля поглощает воду.

В настоящее время сознают, что частная милостыня, т. е. случайное пособие какому-либо лицу, не всегда достигает цели, и стараются дополнить или заменить эту милостыню делами общественного благотворения, вроде постройки приютов, богаделен, рабочих домов и т.п. Правда, что частная милостыня не всегда достигает своей цели, т. е. не всегда попадает в руки действительно нуждающихся людей. Действительно нуждающиеся люди, говорят, начинают просить милостыню только тогда, когда они доведены бедностью до последней крайности. В большинстве случаев тянут руки люди бессовестные и ловкие. Таким образом, случайное раздаяние милостыни производит часто только вред, т. е. Поддерживает и распространяет нищенство — эту язву общества, это гнездо разврата и гнуснейших пороков, начиная с тунеядства, которое есть самый злокачественный вид праздности, так как в нем с праздностью соединяется неуважение к чужому труду, лесть, обман, бесстыдство, и кончая грабежом и убийством. Благодаря частному раздаянию милостыни, нищенство сделалось ремеслом или промыслом, образовались целые цехи (общества) нищих, обязанных отчитываться перед хозяевами.

Действительно, очень часто бывает, что среди людей, выпрашивающих милостыню, есть пьяницы, лентяи, грабители и вообще люди невысокого поведения. Но если мы не знаем, кто перед нами, — пьяница ли,который отнесет наши деньги в первую винную лавку, или действительно нуждающийся человек, — мы не вправе отказать просящему у нас милостыню. Знаете ли вы, что подавая милостыню нищему, мы подаем ее самому Богу? Еще в Ветхом Завете было сказано: Благотворящий бедному дает взаймы Господу (Притч. 19, 17). Это же самое яснее и подробнее изложено в Новом Завете, когда Иисус Христос в изображении последнего суда, припоминая праведным, как они в этой жизни алчущего Его накормили, жаждущего напоили, нагого одели, больного посетили, в темницу пришли к Нему (см.Мф. 25, 32-39), на возражение их, когда они Ему это сделали, ответил: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25, 40). Поэтому все, что сделаем для бедных, все это сделаем Самому Богу, всем этим одарим Самого Бога.

Но это не значит, что тунеядцы имеют право пользоваться чужими трудами. Под нищим подразумевается действительно бедный, убогий человек, а не тунеядец. Апостол Павел писал во Втором послании к фессалоникийцам: Мы слышали, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся. Таковых увещеваем и убеждаем Господом Нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб. Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его (2Фес. 3. 11-14)

Вообще милостыня наша должна быть благоразумна. «Смотри, — говорит блаженный Иероним в письме к Павлину, — чтобы не расточать неразумно собственности Христа, т. е. чтобы при нестрогой разборчивости, достояние бедных не раздавать небедным и, по словам благоразумного мужа*, благотворительность не потеряла значения от щедрости».

Конечно, при частной благотворительности невозможно поставить как следует дело христианской взаимопомощи. Это уже начинают сознавать и частную благотворительность заменяют общественной. Но пока не изменено положение всех настоящих бедняков, мы не вправе отказывать нашим ближним в просьбах о помощи, так как в числе просящих нашей помощи могут встретиться и действительно нуждающиеся люди. Екатерина Великая сказала о правосудии: «Я желаю, чтобы лучше были прощены десять виновных, чем наказан один невиновный». Скажем и мы себе: «Пусть лучше десять человек злоупотребят нашей милостыней, чем погибнет один от того, что мы не поддержали его в нужде».

В заключение мы должны напомнить всем, подающим милостыню, что милостыня от хищения и любостяжания неприятна Богу. «О тех, — говорит св. Василий Великий, — которые делают неправду и намереваются приносить дары Богу, написано: Жертва нечестивых мерзость пред Господом (Притч. 15,8). Поэтому притча советует: «Чти Господа от праведных твоих трудов и начатки давай Ему от твоих плодов правды» (см. Притч. 3, 9), — ибо, если намереваешься принести Богу что-нибудь из приобретенного неправдою и хищением, то лучше для тебя и не приобретать такого имущества и не приносить из него. Да испытывает себя человек, и богатый пусть посмотрит на собственные свои доходы, из которых намеревается приносить дары Богу: не утеснял ли нищего, не сделал ли насилия немощному, не покорыстовался ли чем от подчиненного ему, вместо справедливости употребив власть?»

«Милосердие, — говорит свт. Иоанн Златоуст, — соединенное с любостяжанием, не есть милосердие. Корень терновника не производит елея, но производит его корень масличного дерева; точно так и милосердия не рождает ни корень любостяжания, ни неправды, ни хищения… Уделяемое от любостяжания не имеет значения, хотя бы ты подавал и нуждающемуся. Истинная милостыня свободна от всякой неправды. Я убеждаю вас обращать внимание не на то только, чтобы подавать, а и на то, чтобы это подаяние не было хищением у других, ибо когда один молится, а другой проклинает, чей голос услышит Владыка? (Сир. 34, 24)».

«Если мы, — говорит тот же св. отец Церкви в другом месте, — теми же самыми руками одних будем обнажать, а других одевать, то, хотя бы одевали и не тем, что похитили, и в этом случае не избежим наказания: иначе милостыня будет поводом ко всякому преступлению. Лучше не оказывать такоге милосердие».

* Цицерон. 1. 2. О долге