Лекция . Что такое война и кому даруется победа
Лекция составлена на основе труда святителя Николая Сербского «Война и Библия» (1932г.)
Оглавление
Введение
Война всегда является страшным испытанием для человека. Все что в мирной жизни скрывается под благодушной улыбкой и многословием, очищается. Чувства обостряются, человек проявляет все, что есть на сердце: милосердие и эгоизм, доброту и злость, спокойствие и страх. Пока вокруг человека сохраняется мир, формируется иллюзия непреходимости этого спокойного состояния. Человек, в своем большинстве, не верит в войну. Масштабные войны прошлого ушли, оставив нам славу подвигов предков, которой гордятся последующие поколения. Локальные войны настоящего современный ум воспринимает переделом рынков сбыта между гегемонами и новыми притязателями. Разве война в Сирии не является спором между Америкой и Россией за нефтяные скважины Востока? Может война является следствие недостатка просвещения? Никто не желает войны, даже генералы, но все к ней готовятся. Для войны работает промышленность, изобретаются новые виды оборудования и материалов, так что создается иллюзия, что война приносит прогресс? Однако война делает людей уродливее и морально и физически. Так почему происходят войны?
Только Священное Откровение объясняет причины войн и раскрывает нам Вершителя побед. Библия говорит, что война возникает неслучайно, вовлекает не всех и победа даруется не оружию. Дело даже не в размахе военных действий или новизне техники, причины и локальных и мировых войн одни.
Библейские образы войны
Первое убийство было совершено вскоре после грехопадения перволюдей Адама и Евы (Быт. 4:8). Старший сын, Каин убил своего брата Авеля. Убил не за деньги, их тогда не было, не за нефть, она мирно хранилась в недрах, не будучи востребованной, не за землю, коей было в достатке при столь ничтожном населении, но по зависти и гордыни. Бог призрел жертву младшего, а старшего не призрел. Вместо смирения перед Богом в руку берется камень – орудие убийства, и ложь следует за ложью. Война человека с человеком есть следствие войны человека с Богом. Войну родителей против Бога продолжают дети, восставая друг на друга – это неумолимый закон греха.
Кровь убиенного брата взывала к небу и к совести убийцы, но вместо покаяния Каин строил оборонительные стены городов, пытаясь защититься видимой преградой от мук души посреди ненаселенной земли (Быт. 4:17). В ужасе долго жил Каин, переходя с места на место, не находя душе покоя. Вместо возврата к Благому Богу наследники Каина учились обрабатывать металл для поражения, прибегая к убийству как средству: за рану – убийство, за удар — убийство. Надменно хвалясь друг перед другом убийством за малейшее оскорбление (Быт. 4:23,24).
Победа в войне всегда сопровождает насильников на первых порах. Так во времена патриарха Авраама победа досталась царю Кедорлаомер, победившего царей Содомского и Гоморрского. Война была начата в войне с целью мести и грабежа, но среди пленных был взят и уведен в плен праведник Лот, племянник Аврама, Божьего человека. Победное ликование царя Кедорлаомера как некая невидимая веревка на шее, затянувшаяся в тот час, когда менее всего ожидали. Победа далась лишь для того, чтобы ужас поражения почувствовался сильнее. Аврам, узнав о пленении племянника, собрал малое войско числом триста восемнадцать из рабов, рожденных в доме своем, и, надеясь на Бога, напал на похитителя, которого Бог Всевышний предал в руки его. Знаменем Аврама был Бог, и с этим знаменем Аврам, имея лишь горстку пастухов, не солдат, победил пятерых царей. Малым числом был поражен многочисленный противник. Аврам, победитель и спаситель царей и рабов, ничего не взял для себя, даже возмещение военных расходов, чтобы не говорили, что богатство Аврама от людей (Быт. 14:1-23).
Это отличается от современного поведения, когда победители обязывают проигравшего выплачивать значительную контрибуцию, пытаясь на этом разбогатеть и еще более принизить соперника.
Рассмотрим еще одну битву, описанную в Библии. Водимый в пустыне Моисеем еврейский народ роптал на Бога за недостатком воды. Воду Бог дал, но народу следовало искупить грех ропота и сомнения в Боге, — это закон греха. Потому Бог привел к евреям враждебное войско царя пустыни Амалика. Язычник напал на народ, водимый Богом, с войском большим и хорошо вооруженным. Страх и ужас, охвативший евреев, был искуплением сомнения и ропота на Бога и слугу его Моисея. Пока шла битва, Моисей стоял и следил за боем с высокого холма, и «когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик» (Исх. 17:11). Сражение продолжалось весь день, и отяжелевшие руки Моисею помогали держать Аарон и Ор, и «низложил Иисус Амалика» (Исх. 17:13).
Рисунок 1. Аарон и Ор поддерживают руки Моисея во время битвы
Следует отметить, что победа зависела не от того, кто был непосредственно на поле брани, а от того, кто стоял на молитве Богу. Ради вразумления народа Бог попустил Амал
ику с умыслом грабежа напасть на евреев, и ради молитв и веры праведника Моисея конечная победа была дарована Израилю. Войско Амалика было сильнее и многочисленнее, как только Моисей опускал руки, Амалик одолевал. Без вмешательства Бога евреи отступали. Знаменем Моисея, как и Аврама, был Господь Бог, тогда как цари Амалик и Кедорлаомер имели на своих знаменах изображения идолов в виде орла, льва или волка.
Таким образом, можно видеть, что военное нападение ради гра
бежа происходит по попущен
ию Бога. Победа на начальном этапе дается не по причине военной силы напавшего, а из-за
греховного состояния народа, подвергнувшег
ося нападению. Конечная победа даруется Богом праведникам, защищавшимся и более слабым с военной точки зрения.
Библейское повествование предупреждает избегать зла на войне: «Когда пойдешь в поход против врагов твоих, берегись всего худого (Втор. 23:9). Не сквернословить, — это хула на Бога. Оберегаться следует от всякого злого, особо от прелюбодеяния, которое часто сопровождает тех, кто ходит рядом со смертью. За прелюбодеянием телесным следует прелюбодеяние духовное, отрицание истинного Бога и следование ложным богам.
Освобождая землю от хананеев по Божьему завету, Иисус Навин без труда овладевал городами с помощью Бога, но столкнулся с необъяснимым бегством своего войска от незащищенного города Гай. Причиной отступления защиты Божьей от войска Израиля послужил грабеж: «Израиль согрешил, и преступили они завет Мой, который Я завещал им; и взяли из заклятого, и украли, и утаили, и положили между своими вещами» (Нав. 7:11). Выявив и казнив нарушителя, Иисус Навин продолжил победоносное шествие по заповеданной земле против народов значительно сильнее и многочисленнее евреев.
Никто в войске, ни начальник, ни простой солдат не могут преступать Закон Божий без последствий для всей армии. Если военачальник недостойный, то победы не достичь.
Чем выше чин грешника, тем значительнее будет препятствие. Часто народ страдал от военных бедствий вследствие грехов своих правителей. За беззакония Бог по
сылал на них войну, предавая в руки врагов. Когда же у власти находились достойные правители, боящиеся Бога и законы Его соблюдающие, тогда войн либо не было, либо заканчивались они блестящей победой над противником.
Пока еврейский царь Саул был верен Богу и заповедям Его, победа в битвах была с ним. Когда же Саул стал советоваться с гадалками, победа перешла к врагам, сам Саул, проиграв битву, закололся. Давид, ставший царем после Саула, правильно поступал перед ли
цом Божьим, всякая битва была для него и его народа победной.
Рисунок 2. Молодой Давид поражает воина Голиафа
Пока царь Соломон держался Господа, в царстве хранился мир и образ
цовое благополучие. «И жили Иуда и Израиль спокойно, каждый под виноградником своим и под смоковницею своею, …, во все дни Соломона (3Цар. 4:25). Когда же стал Соломон угождать женам, идолопоклонницам, то царство еврейское распалось, на две враждующие части: «и война была между Ровоамом и Иеровоамом во все дни жизни их» (3 Цар. 15:6).
Когда царь иудеев Ровоам сделал злое перед очами Бога, к стенам Иерусалима подступило большое войско египтян: тысяча д
вести колесниц, шестьдесят тысяч всадников и прочему воинству «не было числа» (2Пар. 12:2,3). Эта армада была способна полностью уничтожить Иудею, но ради покаяния царя и князей Господь смягчил наказание. Египтяне, поживившись в Иерусалиме, ушли. Большего Бог не попустил сотворить, так как «в Иудее было нечто доброе…» (2Пар. 12:12).
Другой царь именем Аса делал доброе и уго
дное в очах Господа, за что даровал Бог Иудее мир. И «спокойна была земля, и не было у него войны в те годы, так как Господь дал покой ему (2 Пар. 14:6). Когда же с огромным войском подошел е Иудее Зарай Ефиоплянин, царь Аса обратился с молитвой за помощью к Господу, «и поразил Господь Ефиоплян пред лицом Асы и пред лицом Иуды, и побежали Ефиопляне (2Пар. 14:12). Победа была полная, враг был истреблен. Господь всегда показывает, кто с Ним, кто ищет Бога, тот Его находит и получает помощь (2Пар. 15:2). И царствовал царь Аса 35 лет без войн.
Пока царь Иоас делал «угодное в очах Господних», царство его было мирным и благополучным (2Пар. 24:2). Но как только он начал поклоняться идолам, а следом за ним и народ еврейский: гнать пророков Божиих и казнить их, то уже через год напало на них небольшое войско сирийское. «Хотя в небольшом числе людей п
риходило войско Сирийское, но Господь предал в руку их весьма многочисленную силу … И над Иоасом совершили они суд» (2Пар. 24:24). Сирийцы были язычники, но Бог придал им силу как мечу карающему.
Последний иудейский царь Седекия делал неугодное в очах Господа, за это Иудея была захвачена царем Навуходоносором, Иерусалим разрушен, народ от
веден в рабство. Сам Седекия был пленен, на его глазах убили детей, самого после ослепили, заковали и отвели в Вавилон. Царство иудейское исчезло, став просто провинцией Вавилона.
Народ, отпавший от Единого Живого Бога, становится мертвым народом, как подсеченное до самых корней дерево. Отпадение от Бога и неисполнение Его законов означает войну против Бога. Нет мира для народа, грешащего против Господа. Грех навлекает наказание, пробуждает войну, приводит к поражению от врагов. Бог есть источник жизни и свет, грехом человек сужает пространство для жизни.
Бог помогает смиренным и верующим против гордых и неверующих. На войне решающее значение имеет сила Господа, а не число солдат и оружия. Молодой Давид поразил сильного и опытного воина Голиафа, вооруженного мечом и блестящими на солнце латами, простым камешком (1 Цар. 17:49). При освоении евреями земли хананейской впереди войска летели шершни, которые прогоняли врага (Нав. 24:12). Иногда Бог влияет на исход боя через малые и малозаметные средства. Так, во время войны иудеев с моавитянами, привиделось воинам моавитским долина, пролегающая между войсками, красной, точно от крови. Решив, что иудеи уничтожили друг друга ночью, моавитяне бросились вперед, но попали в скрытую засаду, и были разбиты (4 Цар. 3:22-24).
В Библии неоднократно приводятся примеры, когда ма
лому числу войска избранного народа Бог даровал победу перед значительно превосходящим соперником. Наиболее показательный пример победы судьи Гедеона, когда Господь велел оставить из собранного к бою войска не более 300 воинов, чтобы поразить противника численностью «как песку на берегу моря» (Суд. 7:12). При этом отбор войска Гедеона странен — через удаление «боязливых и робких», и тех, кто пил из реки, наклонившись к воде. И Гедеон в битве победил, применив по совету Бога звуки трехсот труб и огней факелов. Воины противника в темноте ночи, в панике и страхе перебили друг друга.
Важное значение на исход войны имеет моральные достоинства союзников. Сообщество со злым приносит всем сообщникам зло: «худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор.15:33).
Рабство
Книга Судей несколько раз повествует о попада
нии евреев в рабство к другим народам. Сроки были различны: 8 лет, 18 лет, 40 лет, 70 лет. Но причина всегда одна: по мере отпадения евреев от Бога и поклонения идолам, они попадали в духовное рабство, за которым следовало рабство физическое. «И сделали сыны Израилевы злое пред очами Господа, и забыли Господа, Бога своего, и служили Ваалам и Астартам» (Суд. 3:7). Служение Ваалу и Астартам – это служение дьяволу и слугам его. Заповеди Божии не исполняли, Бога не славили, родителей не почитали. Распространялось прелюбодеяние, воровство, желание чужого. Неустойчивость сердца в мирное время неизбежно вело к рабству физическому.
«И воспылал гнев Господень на Израиля, и пред
ал их в руки грабителей, и грабили их; и предал их в руки врагов, окружавших их, и не могли уже устоять пред врагами своими» (Суд. 2:14). Наказывался весь народ, и худшие и лучшие, попавшие под влияние худших. Бог насылал язычников на избранный, но развратившийся народ, терпеливо воспитывая их сердца.
Народ, пребывая в мире и благополучии, черствел сердцем, забывая о Боге, попирая закон Его. Своим нерадением и жадностью люди себя духовно порабощали. Внутреннее порабощение греху и бесам приводило к внешнему порабощению тел. Очищение сердца происходило не сразу, медленно. Народ учился, тогда наступало покаяние, вопль к Богу о помощи и милость Божия раскрывалась навстречу.
Бремя рабства снималось при условии искреннего и полного покаяния грешника. В период рабства угнетенный народ шел к покаянию, а властители переполнялись гордостью. Бог Вседержитель давал благо сокрушенным и покаявшимся и, низвергал гордых и безбожных.
Исторически в рабстве оказывались разные народы, в
том числе русский. Жестокая междоусобная война на Руси конца 12 века, ложь и предательство становились нормой народа, принявшего христианство. Борьба продолжилась и под гнетом монгольского ига, но промыслом Божиим народ был объединен под властью Москвы. Русь освободилась от бремени монгольского ига не после кровопролитной битвы на Куликовом поле, а столетие позднее и бескровно: «ибо жалел их Господь, слыша стон их от угнетавших и притеснявших их» (Суд. 2:18). Стенание к Богу есть покаяние народа, как причина освобождения. И Господь дал освобождение.
Причина освобождения – в душе народной, а Освободитель – Сам Бог Всевышний.
Бог в войнах России
В смутное время 1608-09 гг. когда к стенам Тро
ице-Сергиевой Лавры подошло польское войско числом 30 000 с орудиями, гарнизон монастыря состоял из 2400 вооруженных человек. Однако все попытки овладеть монастырем опытными польскими воинами оказались тщетными. В последние дни осады оставалос
ь не более 200 защитников, изможденных и голодных. Ходили по стенам, как призраки. Подошедший с войском польский воевода Збровский смеялся над руководителем осады Сапегой, не способного взять «воронье гнездо». Объединенным войском поляки решили предпринять последний штурм с разных сторон. Однако из-за того, что вестовая пушка сделала выстрел раньше срока, порядки нападающих смешались, вступив в темноте в бой друг с другом. Численность перебитых друг другом осаждающих составила сотни человек. За два года отборные польские войска обитель взять не смогли, не смотря на значительное, в пятнадцать раз численное преимущество.
Успешной защите Троицкой обители способствовало упование ее защитников на всесильную помощь Божию и ходатайство ее Небесного покровителя Преподобного Сергия[1]. Сбылось по слову пророка: «Один из вас прогоняет тысячу; потому что Господь, Бог ваш Сам сражается за вас» (Нав. 23:10).
Рисунок 3. Вид Троице-Сергиевой Лавры. Гравюра И.И.Старченкова, 1877 г
[1] URL: http://www.stsl.ru/news/all/troitse-sergiev-monastyr-nepristupnaya-krepost (дата обращения 26.05.18)
Армия Наполеона имела двойное численное превосходство над российской при вступлении в Россию летом 1812 года, однако, не проиграв ни одной битвы, спустя полгода, Наполеон был вынужден бежать. Остаток его армии, около 10% от тех кто пересек границу, состоял из голодных, оборванных и деморализованных солдат[1].
Возмездие на войне настигает значительно быстрее, чем в мирное время. Не случайно попал отряд в засаду, нет на войне случайностей. «Шальных» пуль не бывает, каждая попадает куда надо.
Рисунок 4. Отступление Великой армии 1812 год
Причины будущей войны
Ознакомившись с освещенной в Библии философией войны, мы можем ответить на вопрос о причинах будущей войны. Сама возможность войны зависит от того, угодна ли Богу наша жизнь в мирное время. Если люди отступают от Бога и Его заповедей, то сразу множатся семена войны и когда они вырастут, война неизбежна. И пов
одом — сигналом для нее может быть любое событие. Если город полит керосином, то не важно, кто первый бросит в него искру.
Можно проводить мирные конференции, но если не будет молитв людей к Богу, без Которого не бывает ни побед, ни поражений, конференции будут мучительны и нерезультативны. Будут говорить легкомысленно: «мир! мир!», а мира нет» (Иер. 6:14). Среди причин как прошедших, так и грядущих войн главной и основной является безбожие и отпадение от Единого Живого Бога. «Нечестивым же нет мира, говорит Господь» (Ис. 42:22).
В продолжительный мирный период человек охладевает к религии и отпадает от веры в Бога. Во время войны многие христиане Европы и Америки приходили в церковь до начала богослужения, а сегодня религия считается несовременной, храмы опустели. Псалмопевец именует безумными не верующих в Бога: «Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога». Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро» (Пс. 13:1). Вместо поклонения Единому Богу, отступник поклоняется идолам, которые вселяют хаос в человеческую душу. Если народ не принесет покаяние, то Бог пошлет сперва засуху, наводнение, болезни, кризис, беспорядки. Если это не вразумит, то попущена будет война. Жезлом и бичом гнева Господня будет народ издалека (Ис. 10:3,5).
Философия материализма и материя сегодня подняты на пьедестал ценности самих в себе. Материя увлекла людей в виде земель, денег, вещей и удовольствий от материи. Потеряв способность видеть и ощущать Бога, человек осужден н
а поклонение материи: неминуемо появляется зависть, злоба, ненависть. Это бациллы войны, которые множась, приводят к пожару. Только вера в Бога вливает в душу гармонию простоты, ясности и определенности. Материя дана Богом людям для того, чтобы она служила им, а не для того, чтобы господствовать над душами их.
Зачастую атеисты впадают в истерику национализма, проявляющегося не столько в любви к собственному народу, сколько в презрительной ненависти к соседям, что есть мерзость перед лицом Творца всех народов. Люди подменяют Бога Всевышнего своим личным «я». Характерными признаками такового являются гордость, себялюбие и неразборчивость в средствах. Этим охвачены те, кто имеет много, так и те, кто совсем ничего не имеет.
В течение последних 150 лет европейские народы воевали несравненно больше, чем весь остальной мир. Европа была христианская. Две мировые войны были бичом Божьим, чтобы вразумить неразумных. Но неразумные не образумились. Они падают все глубже и глубже. Те, кто был призван Богом, чтобы быть «солью и светом», потеряли силу свою и померкли.
Они еще твердят, что они соль земли и свет миру, но им никто не верит. Лицемерно говоря о мире, они заключают один против другого тайные договоры. Они стараются друг друга превзойти во зле, поэтому зло их и находит. Война в душе гонит на войну с людьми. В беззаконии христианские народы превзошли народы нехристианские, которые держатся своих богов и мудрецов. Подменяется все, вместо Рождества Христова аббревиатура «X-mass», вместо полноценной семьи именуют родителей одного пола по номерам: первый, второй. «Нечестивых предам мечу, говорит Господь» (Иер. 25:31). Они ничему не научились, не останется без последствий отступление от Бога. Когда их бичевали, они взывали к Богу, когда Бог возвращал мир, они грешили вновь. В мире и изобилии люди становятся
безбожными и эгоистичными, вспоминая об Истине лишь в минуты скорби. Поэтому Бог посылает бедствие, «от меча умрут все грешники» (Амос 9:10).
Кому даруется победа
Священное Писание раскрывает нам, что победа Богом даруется тем, кто исполняет Его закон и крепко держится веры в Бога. Нечестивым и отступившим от Бога не помогут ни расчет, ни оружие, ни число солдат. Недостойный солдат погибнет без славы. Народ верный Господу Иисусу Христу будет пощажен от войны либо выйдет из нее победителем. Побеждает истина и праведность. И если не будет таковых среди белой расы, то победа будет дарована одному из азиатских народов. «Раб же тот, который знал волю Господина своего, и не был готов, и не делал по воле Его, бит будет много. А который не знал и сделал достойное наказания, бит будет меньше» (Лк. 12:47–48).
Победит тот народ, который покается раньше других и, воззвав к Богу, начнет исправлять свои грехи. Когда началась Великая Отечественная война в своем слове в Богоявленском соборе на молебне о победе русского воинства (Красной Армии), 26 июня 1941 года местоблюститель, а в позднее патриарх, Сергий (Страгородский) говорил об очистительной военной грозе[2]. В первом обращении главы Правительства СССР Иосифа Сталина к народу «03» июля 1941 года прозвучало христианское «братья и сестры» и было сказано об опасности народа быть порабощенным[3].
В начале сентября 1943 года в Кремле прошла встреча И.В.Сталина с иерархами Русской Православной Церкви. Позади были Сталинградская и Курская битвы, но враг был еще силен. Результатом встречи стало возрождение патриаршества и решительные шаги в пользу Церкви. При этом Сталин сам торопил с избрание патриарха и санкционировал информирование населения о соборе. Поворот в отношении Церкви после встречи был резким и решительным. Если к началу войны в стране оставалось, по разным данным, от 150 до 400 действующих приходов, то были открыты тысячи храмов, и количество православных общин доведено, по некоторым сведениям, до 22 тысяч. Значительная часть репрессированного духовенства была возвращена на свободу. Прямые гонения на верующих прекратились. Красная армия уже только наступала.
Второй фронт от союзников, на который в том числе была направлена эта встреча, открылся только через год. Победа в этой войне досталась ценой огромных жертв, отошедшего от Бога, но вернувшегося народа. Царство Божие строится и во время войн.
Рисунок 5. Встреча И.В.Сталина с иерархами РПЦ 4 сентября 1943 года
Заключение
Отречение от Христа – это отречение от цели жизни, дарованной Творцом. Путь, ведущий к высшей цели – это кротость, смирение, милость, любовь, надежда, вера, тихий нрав, воздержание, благость, пост, молитва, прощение, жажда Божьей правды, терпение и следование заповедям Христовым. Согрешившие наказываются войной не сразу, а после долгого терпения Божьего и прощения.
Как мать, исчерпавшая все вразумляющие средства для исправления ребенка, прибегает к помощи розг. Не по злобе, а по любви, чтобы не пропало дитя. После такого наказания плачет и мать от сострадания. Так и Бог войной как розгами спасает падающие души от гиены огненной, где «плач и скрежет зубов» (Мф. 8:12).
Христиане знают волю Бога, но не следуют ей и за это наказываются. Вместо того, чтобы другие народы приводить ко Христу, Европа сама впала в идолопоклонство. Люди не знают цели мира. За словами об экономическом прогрессе ищут более удобного и беспрепятственного поклонения своим идолам. Уйти от войны можно, но захочет ли Европа вернуться на путь Истины? Грех внушает страх, страх кует оружие. Грех готовит войну. Не нашедший мира в себе, в своем доме, в малом народе, разве найдет его в ограниченном материальном мире?
Прославление Бога является необходимым условием мира. «Слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение» — пели ангелы (Лк. 2:14). Если мир нужен, чтобы покаяться и встать на путь самоисправления, то мир будет дан. Никакое зло не приблизится к тому народу. Всемогущий Господь защитит его непобедимой десницей Своей.
Так надо воспринимать войну.
[1] Численность вооруженных сил Наполеона, перешедших границу с Россией в 1812 году, составила 610 000 человек. Остаток французской армии по выходу из России в 1813 году составил 58 000 человек, или менее 10%. URL: http://www.pravmir.ru/otechestvennaya-vojna-1812-goda-realnye-cifry/ (дата обращения 26.05.18)
[2] URL: http://www.pravoslavie.ru/96729.html (дата обращения 27.05.2018)
[3] Текст обращения И.В.Сталина по радио 03/07/1941 URL: https://ru.wikisource.org/wiki/Выступление_И._В._Сталина_по_радио_3_июля_1941_г. (дата обращения 27.05.2018)
Июнь 2017 года