Подростки

23.03.2010

 

С ноября 2003 года группа милосердия «Преображение» работает в детской Тушинской больнице №7. Сестры милосердия приходят к малышам, кормят их, моют, меняют подгузники. Когда остается время, то заходят и к подросткам-беспризорникам. В подростковое отделение помещаются дети более старшего возраста, они не такие беспомощные, поэтому и внимания им уделяется зачастую по остаточному принципу. Если останется время и силы или если придет наших сестер в какой-то день больше, чем обычно. Специально к подросткам ходят, к сожалению, не многие. А мы им очень нужны.

Сегодня старшая наша сестра, Любовь Алексеевна, принесла в больницу пожертвованную для девочек-подростков одежду, идем раздавать. Как всегда времени в обрез. Заходим только к девочкам. Сегодня это три палаты. Первая: три девчушки, одна из них — совсем крошка.

— Здравствуйте, — говорим, — смотрите, что мы вам принесли.

Дети нам рады, окружают, с любопытством разглядывают принесенную одежду.

— Будете мерить?

Девочки счастливы.

— Мне розовую!

— И мне тоже розовую! (розовая безрукавка – одна).

— А тебе розовая не так пойдет, как голубая, — находится, что сказать Люба. — Ты же светленькая, а подружка твоя — темненькая, ей розовая подойдет, а тебе больше — голубая. Смотри, какая красивая!

Старшие девочки наряжаются в спортивные костюмы и в стеганные жилетки, я надеваю костюмчик на малышку.

— Как тебя зовут? — спрашиваю.

Девчушка пытается выговорить свое имя, получается неразборчиво.

— Это Настя, она моя сестренка, — радостно оповещает нас одна из девочек.

— А тебя саму как зовут?

— Я — Женя.

— Сколько тебе лет?

— Семь, а ей – десять, но она меньше меня. Женя радостно демонстрирует свою величину по сравнению с подружкой. Подружка, тихая улыбчивая девочка, не обижается и радуется вместе с Женей.

— А сестренке твоей сколько?

— Насте два годика, еще только.

— Давно вы здесь живете?

— Да уже две недели, у нас мамка ушла 8 марта отмечать, нас сюда и привезли.

— И что, с тех пор не вернулась?

— Не-а! Ее родительских прав лишать будут. Она уже часто уходит и пьянствует где-то.

— А вы где жить будете?

— У папы.

— А папа ваш не пьет?

— Не-а. Только чуть-чутоточку, иногда. Вот столечко.

И ребенок с удовольствием и гордостью показывает пальцами сколько папа может иногда позволить себе употребить спиртного.

— Нравятся вам костюмы?

— Очень.

— Ну мы пойдем.

— А вы еще придете?

— Постараемся.

— А карандаши принесете?

Карандаши и фломастеры выдавать детям можно только под присмотром взрослого. Наших сестер сегодня мало, за подростками присматривать некому. Нам ничего не остается делать, как только вздохнуть и развести руками.

 

Вторая палата: две девочки. Маленькая Ксюша находится в больнице пятый месяц. У нее уже за это время сменилось несколько соседок. На этот раз вместе с ней семилетняя Вику. Вика плачет:

— Домой хочу, пускай меня домой отвезут.

— Как же тебя домой отвезут, ты еще не поправилась.

— Я домой хочу.

— А давно тебя сюда привезли?

— Недавно.

— А дома у тебя мама есть?

— Есть

— А папа?

— Папы нету, меня бабушка хочет в детский дом сдать.

— Почему это ты так решила?

— Она говорит, что я плохо себя веду.

— Ты наверное бабушку не слушалась, не помогала ей?

— Я помогала, я всегда помогала, и бабушке Гале и бабушке Лене и бабушке …

— Сколько много у тебя бабушек, а ты говоришь, что тебя в детский дом хотят отдать. Ты не плачь, успокойся, Господу помолись, и мы помолимся за тебя. Вот вам подарки прислали.

— Кто?

— Добрые дяди и тети. Давайте костюмчики примерять.

Помогаем девочкам нарядиться. Вика уже не плачет, ей все интересно, она готова общаться и не хочет, чтобы мы уходили. А нам опять пора.

— Ну не уходите! — умоляет ребенок, — мне здесь скучно, я домой хочу.

— Ты не плачь, потерпи, наши сестры вечером к тебе зайдут еще…, постараются зайти, если время у них будет.

— А крестик мне принесите и фломастеры.

— А где твой крестик? Он у тебя был?

— Я его потеряла, у меня веревочка только осталась и петелька. Я сюда залезала, зацепилась… — показывает она.

— Я скажу сестрам, чтобы принесли тебе крестик, только его беречь нужно, а не терять. Ты не плачь, в игрушки лучше поиграй.

Но ребенок не хочет один играть в игрушки, ему скучно. Молчаливая соседка Ксюша составить компанию не может ни в игре, ни в общении, она лишь отрешенно наблюдает за всем нашим разговором и за Викиными страданиями. Сколько же здесь боли, страха, одиночества, а нам необходимо идти дальше, у нас опять нет времени.

В третьей палате — две сестры. Аня и Таня. У Ани глаза красные и распухшие от слез. С первого взгляда складывается впечатление, что это побои. Надо же столько наплакать? Таня, напротив, имеет совершенно спокойный и равнодушный вид. Сидит на подоконнике как ни в чем ни бывало.

— Ты что плачешь?

— Нас милиция забрала.

— Когда?

— Вчера.

— А вы что ночью на улице делали?

— Мы не ночью, мы утром.

— Вы что, в школу шли?

— Нет, мы папу ждали.

— А где ваш папа был?

— Ну, он зашел…

— Он что, вас в школу отвести должен был?

— Нет, у нас каникулы.

— Так зачем вы утром на улице-то стояли?

— Мы гуляли.

— А родители знали, что вы рано утром гулять пошли, они вам разрешили?

— Да.

— А сколько времени-то было?

— Не знаем.

— А из дома когда выходили, сколько было?

— Не знаем, у нас часы в другой комнате висят.

— Так где вы живете-то?

— В Митино.

— А адрес знаете?

— Нет.

— А телефон свой домашний?

— Не знаем.

— А в какой школе учитесь?

— В Павловом Пасаде.

— А как вы туда добираетесь-то, в такую даль?

— На автобусе, потом на метро, потом на электричке.

— Вы одни, что ли, едете?

— Нет с братьями.

— А сколько у вас братьев?

— Два, и еще сестра старшая есть, и младшая сестра и брат.

— В каком классе учитесь-то?

— Я в третьем, а Таня в первом.

— Что же вы такие большие девочки, а адреса своего не знаете?

— Я могу показать, там банк, потом «Пятерочка», я хотела тете показать.

— Какой тете?

— Милицейской.

— Адрес нужно свой знать и телефон родителей, выучить его наизусть, а еще лучше написать на бумажке и всегда в кармане держать, как проездной билет. Нечего плакать, теперь нужно ждать. Мама вас наверное уже ищет. Значит, скоро найдет. Как домой вернетесь – сразу адрес свой наизусть выучите. Поняли?

Девочки согласно кивают головами, демонстрируя огромное желание выучить наизусть что угодно.

На всякий случай достаю блокнот, ручку, начинаю записывать все сведения, которые дети помнят. Имена, фамилию, имя и отчество учительницы. Внезапно выясняется, что Аня помнит телефон своей подружки, которая живет по соседству. Любовь Алексеевна звонит, объясняет ситуацию, просит сообщить родителям девочек об их местонахождении. Сегодня еще предстоит позвонить по этому телефону, может быть, не один раз. А пока вручаем девочкам новенькие спортивные костюмы. Сестренки радуются обновке. Охотно примеряют, Аня начинает улыбаться.

— Это вам подарок, если жарко будет, снимите, аккуратно сложите. Дома скажете, что подарили вам костюмы в больнице сестры милосердия.

Это даже не один день из жизни Группы милосердия «Преображение», а всего только один час. Каждая минута этого часа наполнена детским горем, страданием, отчаянием, страхом. Из таких горьких часов состоят дни, а порою и годы детей и подростков из неблагополучных семей, детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Как же не хватает людей, способных оказаться рядом с таким ребенком в трудную минуту его жизни, утешить, успокоить, вселить уверенность и надежду на лучшее, оказать помощь, ведь сделать это бывает совсем не трудно. Приходите, добрые люди, присоединяйтесь к нашей группе милосердия. Пожертвуйте свое время, хотя бы несколько часов в неделю, побудьте рядом с ребенком или подростком, поговорите с ним, порисуйте, почитайте книжку. Более благодарных слушателей и собеседников, чем одинокие дети и брошенные старики, трудно найти. Они очень в нас нуждаются.

Чернышова Татьяна
Март 2008