Главная > О христианском милосердии > О ВЕРЕ, НАДЕЖДЕ, ЛЮБВИ…

О ВЕРЕ, НАДЕЖДЕ, ЛЮБВИ…

30.09.2013

О ВЕРЕ,,,

Это драгоценное состояние — то есть таковую несокрушимую веру в Бога и надежду на Его Отеческий неусыпный промысл — едва ли где — нибудь можно приобрести, кроме как в пустыне, в которой человек поставлен лицом к лицу против всех опасностей, лишения и скорбей,и во всем этом неприкровенно видит действующую силу Божию. Состояние и действие этой веры можно уподобить таковому явлению: если, например, камень громадных размеров будет пущен с верху высочайшей горы вниз, то можно себе представить ужасающую силу его стремительного движения! . . .Как он на пути все ему встречающееся ломит, сокрушает и уничтожает. И нет силы, могущей его остановить на этот раз в его стремлении. Утверждаясь на словах Всемогущего, она силою Его может творить все из ничего. И это действительно принадлежит неотъемлемо вере,по слову Самого Господа: » ВСЯ ВОЗМОЖНО ВЕРУЮЩЕМУ » ( Мк. 9:23 ). В этом смысле святой Амвросий говорит: » ВЕРА ТОЛИКО ИМАТЬ, ЕЛИКО ВЕРУЕТ «. И она, действительно, показала миру свою чудодейственную силу, как говорит святой Исаак Сирский: » ШЕСТВОВАЛА ПО ХРЕБТУ МОРЯ, КАК ПО СУШЕ, ВХОДИЛА В ОГОНЬ,НЕ ТЕРПЯ НИКАКОГО ВРЕДА . И каких только вышеестественных дел не показала вера ?. . . Отнележе Христос поживи на Земле, он сказал, и слово Его истинно: ВЕРУЙ В МЕНЯ, ДЕЛА, ЯЖЕ АЗЪ ТВОРЮ И ТОЙ СОТВОРИТЪ ( Ин. 14:12 ) «. Утверждаясь же на словах истинного, неложного Бога, она настолько крепка и сильна во своей внутренней силе, что ничто не может сравниться с ее крепостью и убеждением. Насколько тверды основания Неба и Земли, но она и еще крепче сего. . .

Вера, по учению Святых Отцов, двояка:

1-я ДОГМАТИЧЕСКАЯ, в которую все мы крещаемся, пребываем, и в которой нам и отойти, дал Бог, в будущую жизнь. Она содержится в Символе Веры, в определениях Вселенских Соборов, в Евангельском учении Христа Спасителя и Святых Апостолов и в таинствах святой Церкви.

А ВТОРАЯ ВЕРА есть и называется — деятельная или сердечная, которую приобретает человек по многим опытам и трудам, своей духовной жизни. Ей святой Исаак Сирский дает дает такое определение: ОНА ВОЗСИЯЕТ В ДУШЕ ОТ СВЕТА БЛАГОДАТИ, СВИДЕТЕЛЬСТВОМ УМА ПОДКРЕПЛЯЕТ СЕРДЦЕ, ЧТОБЫ НЕ КОЛЕБАЛОСЬ ОНО В НЕСОМНЕННОСТИ НАДЕЖДЫ, ДАЛЕКОЙ ОТ ВСЯКОГО СОМНЕНИЯ.
Говоря проще:это есть несомненная надежда в получении просимого нами от Бога, когда человек не имеет ни малейшего сомнения в том, что непременно получит то, чего просит у Бога. Это есть одна вера — единая, нераздельная. И последняя утверждается на первой, как на своем основании и без оной быть и состояться не может. Вера в своем правильном течении по степеням возвышения приемлет силу и свойство как бы осязаемости, и здесь она называется верою созерцательною, тогда как прежде была ВЕРОЮ ОТ СЛУХА ( Рим. 10:17 ).

Вера в Бога не есть какое-нибудь мысленное построение понятий или логический вывод доказательств или какая-либо мысленная уверенность. Это есть чувство сердца или живое ощущение нашим духом бытия Божия. Она есть самая сущность нашей души, коренная ее природа, и ВНУТРЕННИЙ ЗАКОН, НАПИСАННЫЙ НА СЕРДЦАХ НАРОДОВ, — так как без мысли о Боге душа наша не может быть человеческою, а будет тогда скотскою. Человек потому и есть человек, что ему прирождена вера в Бога, а без этого он не отличался бы от животного. Но чтобы приобрести таковую веру, нужно пржде всего молиться о сем ко Господу Иисусу Христу, как показали святые Апостолы. Молясь о сем, они говорили: » ГОСПОДИ, ПРИЛОЖИ НАМ ВЕРУ » ( Лк. 17: 5 ), — и Господь не отказал, как не откажет и ныне никому из просящих о сем. Сеюверою они победили мир. СИЯ ЕСТЬ ПОБЕДА, ПОБЕДИВШАЯ МИР ВЕРА НАША ( 1 Ин. 5: 4 ) БЕЗ ВЕРЫ НЕ ВОЗМОЖНО УГОДИТЬ БОГУ ( Евр. 11: 6 ). Всякий,получивший от Господа Иисуса исцеление, пришел к Нему именно с верою и надеждою получить исцеление. Но почему же именно требуется вера при совершении чуда,которое всегда есть действие силы Божьей? Это потому, что как наше падение произошло от неверия Богу, то теперь необходимо требуется противовес сему и противоположное; требуется положить другое начало в душе своей и дать ей направление противоположное прежнему; нужно утвердить в себе несомненную веру в Бога, как истинного и неложного. И сия вера, свидетельствуемая добрыми делами, восстанавливает нас в первобытное состояние, соединяя с Богом. Вера раскрывает наше сердце для принятия силы Божьей на подобие того, как открытый сосуд для вмещения влаги; а безверие, сомнение, маловерие делает его закрытым и не допускается войти в него силе Божьей. Так и сердце, раскрытое для веры, вмещает в себя все словеса Божии, а закрытое — пускает их поверх себя. Самое первое и высшее есть неоспоримо Вера, ибо только через нее и в ней мы можем находить для себя истинное счастье и блаженство. Из сего открывается несравненное превосходство любви, как союза совершенства или совмещения всякого добра. Без любви вера одна не может доставить нам вечного спасения. Веровать и не делать того, чему учит вера, есть противоречие самому себе, разсечение единства души и полное несоответствие своей жизненной цели. » ТАК ЧТО ОДНА ВЕРА НЕ ДОСТАВИТ НАМ ВЕЧНОГО СПАСЕНИЯ, ЕСЛИ ЖИЗНЬ НЕ БУДЕТ СООБРАЗНА С НЕЮ «.
Что на последнем суде потребуется от христиан не только вера, но и добрые дела, и от них будет зависеть наша вечная участь ( 2 Кор. 5: 10 ).

НАДЕЖДА…

Надежда, по Лествичнику, есть обогащение невидимым богатством; надежда есть несомненное владение сокровищем,еще прежде получения сокровища. В надежде, например, на умножение плодов земных земледелец ввергает своя хлебные семена в недра земные — да пропитает себя и чада своя. В надежде обогащения купец вверяет свою жизнь малому древу и на нем переплывает бурные моря, презирая его свирепые волны, грозящие ему в каждую минуту потоплением. В надежде воздаяния будущей блаженной жизни, подвижник благочестия определяет себя на многоскорбную по телу трудовую жизнь, исполненную всевозможных лишений. Не будь надежды, прекратилась бы на Земле всякая деятельность — все наши труды, занятия и предприятия. Но особенно сила надежды и ее совершенная необходимость видится в молитвах наших ко Господу Богу. Здесь она составляет не только побуждение в их необходимости, но и плавное условие к их исполнению, как и Сам Господь говорит: ВСЯ УБО, ЕЛИКА АЩЕ МОЛЯЩЕСЯ, ПРОСИТЕ, ВЕРУЙТЕ, ЯКО ПРИМИТЕ И БУДЕТ ВАМ ( Мк.11: 24; Мф.21: 22 ). Хотя здесь и говорится о вере, но нужно знать что в своем внутреннем действии — ВЕРА, НАДЕЖДА И ЛЮБОВЬ — сходятся во едино; так что где есть одна, там есть и две другие. В своем высшем развитии надежда достигает до такой степени, что ожидаемое имеет, как бы уже полученное; святой Апостол называет ее котвою ( якорем ) ( Евр. 6: 19 ), выражая сим ту мысль, что как якорь во время бури на море, держа корабль на месте, не дает ему погибнуть от ярости волн, так и надежда во всех наших земных превратностях, лишениях и неудачах не дает нам погрузиться в отчаяние и впадать в уныние и расслабление духа, но оживляет нашу душу чаянием Божьей помощи.

ПРЕБЫВАЮТ ТРИ СИЯ; ВЕРА, НАДЕЖДА И ЛЮБОВЬ БОЛЬШЕ ЖЕ ВСЕХ ЛЮБЫ ( 1 Кор.13: 13 ).

Святой Лествичник объясняет: » ВЕРА ПОДОБНА ЛУЧУ, НАДЕЖДА — СВЕТУ, А ЛЮБОВЬ — КРУГУ СОЛНЦА. ВСЕ ЖЕ ОНИ СОСТАВЛЯЮТ ОДНО СИЯНИЕ И ОДНУ СВЕТЛОСТЬ «.

ЛЮБОВЬ…

Бог есть Любовь ( 1 Ин. 4: 8 ), всего более познаваемый нами проявлением на всю тварь Своего бесконечного милосердия, и в особенности на грешный род человеческий; потому ЛЮБОВЬ по своему внутреннему качеству ЕСТЬ УПОДОБЛЕНИЕ БОГУ, и ничто другое так не приближает нас к Нему,как дела милосердия и искренняя ко ближнему любовь. Тем не менее, когда придется нам встретить и малый признак проявления истинной любви, мы хотя смутно, но чувствуем ее Небесное достоинство; невольно сознаем, что она жительница горняго мира, и действительно желали бы иметь ее в сердце; но и не имея противу воли, уважаем человека, являющего в своих действиях ее святое присутствие. На всей внешности такого человека лежит красота добродетели, которая влечет к нему всех людей, рождает желание видеть его и иметь с ним братолюбное общение.

ЛЮБОВЬ ДОЛГО ТЕРПИТ, МИЛОСЕРДСТВУЕТ, ЛЮБОВЬ НЕ ЗАВИДУЕТ, ЛЮБОВЬ НЕ ПРЕВОЗНОСИТСЯ, НЕ ГОРДИТСЯ, НЕ БЕЗЧИНСТВУЕТ, НЕ ИЩЕТ СВОЕГО, НЕ РАЗДРАЖАЕТСЯ, НЕ МЫСЛИТ ЗЛА, НЕ РАДУЕТСЯ НЕПРАВДЕ, А СОРАДУЕТСЯ ИСТИНЕ; ВСЕ ПОКРЫВАЕТ, ВСЕМУ ВЕРИТ, ВСЕГО НАДЕЕТСЯ, ВСЕ ПЕРЕНОСИТ. ЛЮБИТЬ НИКОГДА НЕ ПЕРЕСТАЕТ, ХОТЯ И ПРОРОЧЕСТВА ПРЕКРАТЯТСЯ И ЯЗЫКИ УМОЛКНУТ И РАЗУМ УПРАЗДНИТСЯ » ( 1 Кор.13: 1 — 9 ). Святые Отцы говорят, что такому человеку Господь не попустит погибнуть; но ими же вести судьбами приведет его на стези спасения. И это, конечно, ради Своего подобия ( Божия ), которое Он являет Своим милосердным сердцем, любовью и сострадательным расположением ко всякой твари. Она есть внутренняя сила и корень всего доброго исполнения закона, совмещения всех добрых дел, будучи всем им основание, мать и глава. Описывая это состояние сердца, святой Отец говорит: «…И вот ощутительные  ризнаки сей любви: лицо у человека делается огненным и радостным, и тело его согревается. Отступает от него страх и стыд, и делается он как бы восторженным. Сила, собирающая во едино ум, бежит от него, и бывает он как бы изумленным. Кто любит,тот разумеет силу вопиющего гласа любви. Да обладает мною любовь, и от безмерного воспламенения и восторга стану я выше себя самого. Воспою песнь любви,последую за тобою, возлюбленным моим, в Горняя.
Моисей, обладая совершенною любовью к ближним, хотел, чтобы все люди Божьи — народ Еврейский — были пророками. Такова искренняя любовь: расширяя сердце необъятным пространством, она хочет вместить в себя всех и все. ЛЮБИТЕ ВРАГИ ВАША! — учил Он нас, проповедуя Свое Божественное, Небесное учение: ДОБРО ТВОРИТЕ НЕНАВИДЯЩИМ ВАС; И МОЛИТЕСЬ ЗА ТВОРЯЩИМ ВАМ НАПАСТЬ И ИЗГОНЯЮЩИХ ВЫ ( Мф.5: 44 ). А чему учил, то и показал примером собственной Своей жизни. О чудеса! Удивляясь сему, вопиет святая Церковь при воспоминании Его спасительных страданий на кресте: о распинающих моляще Своего Небесного Отца: » ОТЧЕ! ОТПУСТИ ИМ ГРЕХИ ИХ, НЕ ВИДЯТ БО, ЧТОТВОРЯТ » ( Лк.23: 34 ).
Святой Апостол Иоанн Богослов говорит: КТО НЕ ЛЮБИТ, КТОТ НЕ ЗНАЛ БОГА, ПОТОМУ ЧТО БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ (1 Ин.4: 8 ). КТО ГОВОРИТ: Я ЛЮБЛЮ БОГА, А БРАТА СВОЕГО НЕНАВИДИТ, ТОТ ЛЖЕЦ; ИБО НЕЛЮБЯЩИЙ БРАТА СВОЕГО, КОТОРОГО ВИДИТ, КАК МОЖЕТ ЛЮБИТЬ БОГА, КОТОРОГО НЕ ВИДИТ ?!…(1 Ин.4: 20 ). КТО ГОВОРИТ, ЧТО ОН ВО СВЕТЕ, А НЕНАВИДИТ БРАТА СВОЕГО, ТОТ ПРЕБЫВАЕТ ЕЩЕ ВО ТЬМЕ. КТО ЛЮБИТ БРАТА СВОЕГО, ТОТ ПРЕБЫВАЕТ В СВЕТЕ И НЕТ В НЕМ СОБЛАЗНА, А КТО НЕНАВИДИТ БРАТА СВОЕГО, ТОТ НАХОДИТСЯ ВО ТЬМЕ, И ВО ТЬМЕ ХОДИТ, И НЕ ЗНАЕТ, КУДА ИДЕТ, ПОТОМУ ЧТО ТЬМА ОСЛЕПИЛА ЕМУ ГЛАЗА (1 Ин.2: 9-11). МЫ ЗНАЕМ, ЧТО ПЕРЕШЛИ ОТ СМЕРТИ В ЖИЗНЬ, ПОТОМУ ЧТО ЛЮБИМ БРАТЬЕВ: НЕЛЮБЯЩИЙ БРАТА ПРЕБЫВАЕТ ПРЕБЫВАЕТ В СМЕРТИ. ВСЯКИЙ НЕНАВИДЯЩИЙ БРАТА СВОЕГО, ЕСТЬ ЧЕЛОВЕКОУБИЙЦА, НЕ ИМЕЕТ ЖИЗНИ ВЕЧНОЙ В НЕМ ПРЕБЫВАЮЩЕЙ (1 Ин.3: 14-15 ).
Рассуждая о степенях духовного преуспеяния и рассматривая силу добродетелей, святый Макарий Великий говорит,что человек доступен возможности падения до тех пор, пока не приобретет любви.
» ЛЮБОВЬ, — по Лествичнику, — есть подательница пророчества, бездна осияния, источник огня в сердце, который чем более истекает, тем более распаляет жаждущаго , она есть вечное преуспеяние». Святой Лествичник, будучи весь проникнут ее Небесными свойствами, воспел пламенеющим сердцем ее неподражаемые доброты в сих бессмертных словах:
«Возвести нам, о ты, прекраснейшая из добродетелей, ГДЕ ТЫ ПАСЕШИ ОВЦЫ ТВОЯ? ГДЕ ТЫ ПОЧИВАЕШИ В ПОЛУДНЕ? ( Песн.1: 6 ). Просвяти нас, напои нас, наставь нас, руководи нами, ибо мы жаждем прийти к тебе. Ты владычествуешь над всеми. Ты уязвила душу мою и не может стерпеть сердце мое пламени твоего. И так, воспевая тебя, иду. ТЫ ВЛАДЫЧЕСТВУЕШИ ДЕРЖАВОЮ  МОРСКОЮ, ВОЗМУЩЕНИЕ ЖЕ ВОЛН ЕГО ТЫ УКРАШАЕШИ И УМЕРШВЛЯЕШИ. ТЫ СМИРЯЕШИ, ЯКО ЯЗВЕННА, ГОРДЫЙ ПОМЫСЛ, И МЫШЦЕЮ СИЛЫ ТВОЕЯ РАСТОЧИВ ВРАЗИ ТВОЯ ( Пс.88: 10-11 ), делаешь любящих твоих непобедимыми от всякии брани «.

Выдержки из книги СХИМОНАХА ИЛАРИОНА (АФОН.ПОДВИЖ.) » НА ГОРАХ КАВКАЗА»
подготовила сестра Группы Милосердия «Преображение»
Лидия Стеганцева
2013год.