Главная > Деятельность > Родильный дом № 1 > Исповедь: как подготовиться, что говорить, что такое покаяние, как исправиться

Исповедь: как подготовиться, что говорить, что такое покаяние, как исправиться

03.02.2012

Информационный стенд в роддоме №1

Оформление информационных стендов в Роддоме №1 — это одна из задач группы милосердия «Преображение». Стенды предназначены для распространения листовок, буклетов и других печатных материалов, имеющих просветительскую направленность и содержащих информацию о медицинских, психологических и религиозных аспектах жизни.

Источник материала: журнал о православной жизни «Нескучный сад»
http://www.nsad.ru
Исповедь:
как подготовиться, что говорить, что такое покаяние, как исправиться

Семь вопросов про первую исповедь

Почему так много людей, называя себя православными, ничего не знают о духовной жизни? Почему количество православных в нашей стране растет, а любви не становится больше? Причина в том, что люди не знают или забыли о тех словах, которые Господь сказал однажды, но сказал для всех живущих на земле, для тех, кто еще будет жить: «…покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!» (Мф. 4: 17). Что такое покаяние? С чего начать борьбу с грехом в себе? О первой исповеди рассказывает епископ Смоленский и Вяземский ПАНТЕЛЕИМОН.

1. Что значит исповедоваться? Наш народ, исторически принадлежащий Православной Церкви, в основном крещен. Большинство после смерти отпевают в храме. То есть жизнь большинства начинается в лоне Церкви и заканчивается тоже в ней. Но очень часто сама эта жизнь проходит вне храма. И происходит это потому, что люди не знают, как нужно каяться в грехах, не знают, что такое грех. Люди не знают о Любви Божией, которая может очистить их душу от любого самого тяжелого и самого страшного греха. Веря в Бога, они не верят в Любовь. Зная праздники и зная время постов, они не знают самого главного — что Бог есть Любовь. Что Он пришел на землю, чтобы очистить нас от скверны греха. Они не знают о том, что Он взял на Себя наши грехи и уничтожил их силу. Грех обретает силу, только если мы соглашаемся с ним. Если же мы противостоим ему, он бессилен. И у каждого человека есть возможность избежать греха, есть возможность избавиться от власти дьявола и жить здесь, на земле, как в Царствии Небесном, исполняясь радостью, светом и умножая благодать. Эту силу, это знание, эту возможность человек получает тогда, когда делает решительный шаг — приходит на исповедь. Многие рассуждают так: «Ну какие у меня грехи? Я не жадный, не пью, никого не убивал. Я не такой злой, как мой начальник. Не такой невежественный, как наш дворник. Иногда хожу в церковь. Особых грехов-то нет. В чем каяться? Ну, были в молодости какие-то грехи, но это в молодости. Кто в молодости не грешил? А сейчас особой нужды в исповеди я не чувствую…» Хочу сказать всем этим людям: дорогие друзья, к сожалению, вы даже не представляете, в какой степени грех обладает вами, в какой степени зло имеет власть над вашей душой. Вы видите только листики на якобы маленьком греховном росточке вашей души, но у него глубочайшие корни. И чтобы уничтожить в себе грех, чтобы он больше не опутывал вашу душу своими побегами, вам нужно обязательно вдуматься, вспомнить все то, что вы сделали когда-то, покаяться. Я бы посоветовал вам почитать замечательную книгу архимандрита Иоанна (Крестьянкина) «Опыт построения исповеди», где он объясняет, что для современного человека означают ветхозаветные заповеди, те, которые вы все знаете: не убей, не укради и так далее, — и как понимать заповеди, данные Христом для нашего блаженства. Я думаю, у многих из вас откроются глаза, и вы поймете, что ваша жизнь на самом деле преисполнена тяжелых грехов. Но знание об этом — это не повод унывать, оно не должно пригнуть вас своей тяжестью к земле. Знание об этом должно обратить вас к Богу, привлечь ко Христу. Мы узнаем о грехах не для того, чтобы скорбеть и плакать, хотя это иногда и нужно, а для того, чтобы, узнав о своей греховной болезни, прийти к врачу — Христу и получить исцеление. Господь может избавить вас от власти дьявола. Освободить вас от того, что так мучает вас. От того, что лежит невидимым, но тяжелым покровом на вашей душе.

2. Зачем исповедоваться? Недостаточно, прочитав книгу, в молитве покаяться перед Богом. Некоторые люди мне говорят: «Зачем мне исповедоваться? Я и так каждый день вспоминаю грехи, прошу прощения у Бога». Этим людям я задаю такой вопрос: а как вы узнаете, что ваши грехи прощены? Ведь чувства могут нас обманывать. Мы иногда сидим в поезде, и нам кажется, что он трогается, а на самом деле он стоит на месте, едет поезд, который мы видим за окном. Впечатления в этой жизни обманчивы. Так и здесь. На земле есть люди, которым дана сила прощать грехи — к ним и нужно за этим пойти. Это священники. У каждого из них есть власть, данная им от Бога, излечивать души людей. Через священника, каким бы он сам ни был, когда человек приходит к нему с верой в Бога, действует Сам Бог. Не священник прощает грехи. Прощает грехи Бог. Священник является только посредником между вами и Богом. И без этого посредника, который скажет: «Бог простил тебя», который это засвидетельствует и в день исповеди, и на Страшном суде, невозможно получить прощения грехов. Невозможно об этом точно знать. Конечно, если человек живет где-то в пустыне и нет священника рядом, Бог может простить ему все и так. Но если рядом есть храм, если есть специальный человек, который поставлен на это Богом, а вы пренебрегаете им — как вы можете получить прощение грехов?

3. Кому исповедоваться? Чтобы договориться о встрече со священником, лучше не обращаться к людям, которые работают в храме, они не всегда вам помогут. Обычно они оберегают батюшку, зная, что у него много дел. Поэтому лучше всего сразу подойти к священнику лично. Но прежде чем это сделать, посмотрите, как он общается с другими людьми. Если он добрый, улыбается, если он ласково беседует с кем-то — можно к нему смело подходить. Для первой исповеди очень важно найти доброго батюшку. Потом, быть может, вы выберете себе в духовники строгого старца, который будет вас воспитывать. И это будет полезно. Но для первой встречи, для первой исповеди нужен священник, который как привратник стоит у дверей и всех пропускает в храм. Если вы живете в большом городе, где много храмов, можно также выбрать священника, который будет вам близок. Человеку образованному нужен интеллигентный священник, простому — попроще, а кому-то, может, хочется, чтобы у священника было чувство юмора. Но хорошо бы выбрать священника в возрасте — опытного, который уже слышал много исповедей. Его вы вряд ли чем-то удивите, и он спокойно отнесется ко всему тому, что вы скажете. Добрый и опытный священник — вот кто вам нужен. О том, чтобы найти такого, нужно обязательно помолиться Богу.

4. Прежде чем исповедоваться Обратитесь к священнику так: «Батюшка, я никогда не исповедовался», или «Я исповедовался очень давно», или «Мне нужно серьезно поговорить об исповеди, я многого не понимаю. Не могли бы вы уделить мне ваше время, скажите, когда нужно прийти? Я отпрошусь с работы, приду поздно вечером, если нужно, или в воскресный день. Уделите мне, пожалуйста, полчаса вашего времени. И мне бы не хотелось, чтобы нас слышали другие люди. Я хотел бы поговорить с вами отдельно». Как батюшка скажет, так и нужно будет поступить. Если священник ответит, что он очень занят и не может найти время, нужно искать другого. Если вы не готовы к исповеди и хотите просто поговорить — просите священника именно об этом. Во время беседы ничего не бойтесь, говорите смело все как есть. Не бойтесь оскорбить батюшку своим неверием, не бойтесь открыть ему мысли, которые кажутся вам нехорошими, но убедительны и мучают вас. Нужно быть искренним и честным. Если вы чего-то не понимаете, так и скажите: «Я не понимаю, почему мне нельзя жить с женщиной, которую я люблю, не заключая брака?», или «Почему нужно рожать каждого ребенка, почему нельзя от этого предохраняться?», или «Почему нужно поститься?», или «Почему Бог, если Он есть, допускает столько страданий?», или «Как могут спастись те люди, которые не знают о Христе?». Так вот прямо, не смущаясь, все вопросы, которые у вас есть, и нужно задавать батюшке. Просите его объяснить вам, почему те или иные действия считаются в Церкви грехом. Можно даже задавать вопросы, касающиеся самого священника, если он будет готов вам об этом рассказать: как вы стали верующим? почему вы убеждены, что Бог есть? как вы поститесь? не трудно ли это? как вы читаете молитвы? Обязательно расскажите батюшке о себе, о своем пути, о том, как вы верите в Бога, как вы молитесь Богу. Нужно откровенно, честно поговорить. Может быть, священник не поймет вас. Тогда нужно искать другого. Священники хоть и одеты одинаково и похожи друг на друга внешне, на самом деле все разные, как врачи разных специальностей, у каждого свои таланты, особенности и дарования. И надо найти своего батюшку. Такого, которому вы сможете доверить себя, свою жизнь, своих близких, свои сокровенные тайны, планы. Кого вы будете слушаться так, как если бы вы слышали Голос Божий. Предположим, что вы решили покаяться в грехах на исповеди. Очень хорошо перед этим вспомнить свою жизнь и составить себе список. Чтобы ничего не забыть. Только нужно быть осторожным, чтобы он не попал в руки вашей жены или мужа, чтобы его не увидели ваши дети или коллеги. Список этот может быть подробным, а может быть кратким конспектом или даже стенографической записью. Перед исповедью не нужно поститься, но хорошо бы прочитать Евангелие, хотя бы одно из четырех, и сравнить свою жизнь с тем, что в нем написано. На исповеди следует говорить не только о том, в чем вас обличает ваша совесть. Но и о том, что считает грехом Церковь — об этом можно почитать какие-то пособия, но не стоит этим сильно увлекаться. Особенно есть такие сомнительные списки грехов, где перечисляется невесть что: «убивала комаров во время молитвы», или «нежилась в ванной», или еще что-то подобное. Почитайте лучше книгу архимандрита Иоанна (Крестьянкина) о том, как подготовиться к исповеди, и поговорите об этом со священником в беседе.

5. Когда лучше не исповедоваться? Перед тем как вы начнете называть свои грехи на исповеди, священник прочитает молитву. Нужно постараться понять ее и исполнить: «Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое…» На русский язык ее можно перевести так: «Здесь, чадо, Христос невидимо стоит, принимая твою исповедь, не стыдись, не бойся и ничего не скрывай от меня. Не оправдываясь и не смущаясь скажи все, чем согрешил. Чтобы принять прощение от Господа нашего Иисуса Христа. Здесь крест, Евангелие, икона Его перед нами, а я только свидетель, да свидетельствую перед Ним все, что скажешь. Если что скроешь — двойной грех будешь иметь. Будь внимателен — здесь духовная больница, чтобы ты получил исцеление». Во время исповеди священник обычно стоит сбоку от кающегося, потому что человек исповедуется Богу. Вы стоите перед Богом и говорите Богу: «Господи, прости меня за то, что я сделал то-то и то-то. Прости меня за то, что я совершил такой-то грех». Каяться нужно в молитве, обращаясь к Богу. Священник стоит рядом и молится о вас. Но лучше в этот момент даже не смотреть на него, а обратить свой взор к Богу, Который здесь находится перед вами. В знак этого на столике с покатой крышкой, у которого вы стоите, лежат крест и Евангелие. Христос здесь перед вами, и вы исповедуетесь Ему. Если вы в это не верите, лучше тогда, может быть, не исповедоваться. Лучше тогда просто поговорить со священником. Только веря в то, что Христос невидимо предстоит, принимая вашу исповедь, можно исповедоваться.

6. Как не бояться исповедоваться? Затем человек начинает каяться в своих грехах. Не нужно бояться. Священник не будет хуже относиться к вам, если узнает о вас страшные тайны. Тех людей, которые покаялись в тяжелых грехах, я даже больше люблю, чем тех, которым не в чем каяться. Потому что, если человек кается в грехах, он совершает подвиг. Он совершает труд исправления своей жизни. И у меня возникает к нему ответное чувство — любви, сострадания. Священник не осудит вас и никому не расскажет о том, что вы ему говорили на исповеди. Если он это сделает, то перестанет быть священником, лишится благодати священства и будет извержен из сана. Священник сам грешный, и он понимает, как вам трудно бороться с грехом. Тем более если вы жили до этого не зная Бога. Он посочувствует вам, поможет. Но исповедь — это не просто плачь о содеянных грехах. Это и твердое обещание исправиться. А как исправить свою жизнь? Об этом написано много книг. Но как даже самый хороший самоучитель игры на гитаре не заменит учителя, так и книги о духовной жизни не заменят вам совета духовного наставника. Когда вы закончите перечислять свои грехи, послушайте, что скажет батюшка. И помолитесь Богу, чтобы услышать то, что хочет ответить на вашу исповедь Сам Бог. Священник — это водопроводный кран, из которого течет вода. Он не является источником воды. Та благодать, которая проходит через него, она от Бога. И весь секрет в том, что нужно уметь повернуть этот кран. Это означает, что нужно к священнику отнестись с доверием. Иногда и священники ошибаются, но Господь силен вразумить их и исправить ошибку. Иногда мне трудно что-то ответить исповедующемуся. А иногда, бывает, я говорю вещи, которым сам удивляюсь. Но это не моя заслуга. Это заслуга того человека, который отнесся ко мне с верой, доверился благодати, которая почивает на священнослужителе.

7. Исповедался — что дальше? После того как вы выслушаете слова священника, вы можете встать на колени, и лучше бы так сделать. Священник накроет вас епитрахилью (так называется часть облачения священника) и прочитает молитву. Иногда священники читают краткую молитву, иногда более полную. Именно в этот момент Бог прощает вам ваши грехи. И нужно особенно усердно молиться — обещать исправиться и просить у Бога сил для этого. Затем вы встанете с колен, и священник даст вам поцеловать крест и Евангелие — этим вы дадите торжественное обещание, обет Богу не повторять тех грехов, в которых только что покаялись. Нужно отнестись к этому очень ответственно и следить за собой, чтобы не отступить от своего обещания. Не всегда это получается, но в этом случае нужно будет снова и снова каяться. И каяться с еще большим, глубоким покаянным чувством. Потому что, если вы покаялись в грехе однажды и вновь совершили его, этот грех требует сугубого покаяния, и надо обязательно сказать священнику, что в этом вы уже каялись, но снова впали в этот грех и снова просите прощения у Бога. Это очень важно — покаявшись, обещать Богу исправление своей жизни. Покаяние, дорогие друзья, это как второе крещение. В покаянии возобновляется тот благодатный дар, который Бог дает нам при крещении и миропомазании. В покаянии вы соединяетесь с Церковью. Становитесь членом Церкви. Той Церкви, в которой пребывают святые. Вы сами становитесь святым, потому что святые — это не какие-то удивительно совершенные люди, а покаявшиеся грешники. Вы можете стать одним из них. Когда вы ощутите эту радость покаяния, ощутите радость быть чистым, радость иметь добрую совесть, если вы когда-нибудь сподобитесь этого величайшего дара, я думаю, вы будете стараться чаще приходить на исповедь. Хотя дьявол будет в этом мешать — то времени нет, то желания нет, то как будто что-то мешает, — дела будут вдруг появляться, заботы, какие-то прямо физические препятствия. Откладываешь с разу на раз и радуешься, когда ты приходишь, а исповеди нет. Такое даже бывает. Это дьявольские штучки, он изобретатель на всякого рода зло. Но с молитвой к Богу нужно обязательно преодолеть злую силу. И сделать так, чтобы исповедь совершалась регулярно. Тогда, раз от раза, от каждой исповеди к следующей, вы будете восходить по духовной лестнице совершенства, восходить к Царству Небесному.

Записала Екатерина СТЕПАНОВА

Как составлять исповедальные записки?

Мне кажется, что письменная исповедь иногда очень удобна, но у меня самой никогда не получалось написать свои грехи на бумаге. Либо выходит сухое перечисление: не подала милостыню, позавидовала, поругалась с мамой. Но это как-то совсем формально. Либо приходится вдаваться в подробности и получается не исповедь, а целый роман. Существуют ли какие-то правила составления исповеди на бумаге? Моя подруга однажды пошла на исповедь с листком, на котором было написано лишь одно слово: блуд. Но не всегда же можно так просто сформулировать все, в чем хочешь покаяться. Евгения

Отвечает священник Алексий АГАПОВ, настоятель храма Архангела Михаила города Жуковский Московской области:

— Уважаемая Евгения! Именно так — коротко и по сути — и надо говорить на исповеди о своих грехах. За подробным их описанием часто стоит желание оправдать себя. Например, кается человек в жадности, но добавляет, что тот, с кем он пожалел чем-то поделиться, плохой и злой и делиться с ним и не следовало. То есть сам себя убеждает, что вроде и не согрешил, а обстоятельства (в лице других людей) вынудили его так поступить. А сказал бы просто, что жадничал, — и уже проложил себе дорогу к покаянию. Но при этом важно и не прятаться просто за списком абстрактных грехов: жадность, сребролюбие, раздражительность, а сказать, в чем конкретно пожадничал: нищим жалею подавать, соседке в долг пожалела, или, скажем, денег одолжил, а теперь про себя мучаюсь. Такая конкретность важна, потому что помогает понять, как исправляться: перестать быть «сребролюбивым вообще» человек сразу не может, а вот начать нищим подавать хоть немного — это понятно. А записки полезны, так как помогают человеку не забыть, что он хотел сказать на исповеди. Ведь очень часто бывает, что все помнишь, но как только начинаешь исповедоваться, многое из головы вылетает. Некоторые составляют эти записки ежедневно, от исповеди до исповеди, сразу записывая туда совершенный грех. Мне кажется, это хорошо, надо только держать такую записку в надежном месте, чтобы кто-то случайно ее не увидел. Многие священники предлагают исповедующемуся самому читать свою записку вслух. Это, на мой взгляд, правильно — произнести грехи вслух труднее, чем просто отдать записку батюшке, который про себя прочитает. Но разные бывают обстоятельства. В любом случае записки к исповеди писать стоит. Те, у кого плохой почерк, могут печатными буквами. И старайтесь точно и грамотно называть грехи. А то часто приходится читать, например, такое: «Согрешил осуждением и обсуждением». И священник должен ломать голову, гадая, что такое грех обсуждения. Дискуссия — не грех. А народное толкование того, чем осуждение отличается от обсуждения, думаю, не поняли бы и святые отцы.

Надо ли повторно исповедоваться, если вспомнил нераскаянный грех?

Я исповедовалась на всенощной в субботу, а в воскресенье на литургии вспомнила об одном нераскаянном грехе. И растерялась — что делать? Просить священника утром снова меня исповедовать? Но у батюшки во время литургии обычно нет на это времени. Как следует поступать в таких случаях? Стараться снова исповедоваться за этой же службой? Или можно подходить к причастию, а исповедоваться позже? Наталья

Отвечает протоиерей Алексий ПОТОКИН, помощник настоятеля храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне:

— Уважаемая Наталья! В одной из молитв, читаемых на литургии, мы просим Бога простить грехи ведомые и неведомые, то есть признаем, что совесть наша спит. Что-то ей, конечно, подвластно, но большую часть своих грехов мы не видим, они за пределами нашего сознания. Духовная жизнь — путь, во время которого мы учимся видеть себя такими, какие мы есть. А смирение, по мнению святых отцов, в том, чтобы, увидев, не испугаться себя. Чем обостреннее совесть, тем непригляднее предстает человек перед самим собой. И к причастию мы подходим не потому, что полностью очистились от грехов — тогда бессмысленно было бы читать каждое утро в 50-м псалме: «Грех мой предо мною есть выну». Нет, мы осознаем свою немощь, страстность, неумение любить, раскрывать душу и надеемся, что Тело и Кровь Христовы, Которых мы причащаемся, обновят нас. Цель исповеди — обнажение сердца, а цель причастия — создание нового сердца.

Мы тяжко согрешаем, если сознательно умалчиваем на исповеди о грехе. Причастие после такой исповеди будет нам в осуждение. В описанном же вами случае, на мой взгляд, надо без смущения, с осознанием своей немощи и верой в Божию милость подходить к Святой Чаше. Если после исповеди вспомнился грех, о котором вы, как я понимаю, давно забыли, значит, проснулась совесть. А пробуждение совести как раз говорит, что исповедь была не формальностью, а искренним покаянием, то есть действительно совершилось таинство. И чтобы причастие тоже было таинством, надо приступить к нему со смирением и доверием Богу. Он видит сердце каждого человека. Мне кажется, независимо от того, есть ли возможность исповедоваться утром, не стоит этого делать. Мы и так постоянно рассеиваемся, нам не хватает собранности. Если исповедовались на всенощной и были допущены к причастию, лучше теперь сосредоточиться на литургии, на молитве.

Говорить ли об этом грехе на следующей исповеди? Мне кажется, что надо учиться доверять Богу, понимать, что Он нас простил, и, если мы после причастия не повторяем этот грех, не испытываем соблазна вновь так согрешить, лучше о нем и не вспоминать. Но если совесть неспокойна, лучше исповедовать.

Последняя исповедь

Человек приходит в Церковь с твердым намерением измениться. Но постепенно неофитский пыл проходит, а грехи остаются. Причем все те же, что и были раньше — привычные и давно надоевшие. «Зачем вообще ходить на исповедь, если ничего во мне не меняется?» — закрадывается искусительная мысль. Действительно, зачем?

«Не буду больше грешить!»

Один священник рассказывал мне, как исповедовал и причащал на дому девушку, которая сильно болела и не могла прийти в храм. За время болезни она много передумала, много прочитала, и в ее сердце произошло обращение к Богу. Крестили девушку еще в детстве, но до поры до времени семена, брошенные в ее душу в день крещения, не прорастали. И вот во время болезни — проросли. Прочитав внимательно Евангелие, некоторые другие книги, она начала молиться и ощутила необходимость исповедаться и причаститься.

Пригласили священника. Батюшка сразу понял, что в душе девушки произошло нечто очень важное и что она только начинает свое вхождение в Церковь. Разложив на столике все необходимое, приготовив Святые Дары, священник прочитал положенные перед причащением больного молитвы, а затем сел на стул возле постели больной.

— Ну что же, давайте начнем исповедь… Это, наверное, ваша первая исповедь? — спросил он.

— Первая и последняя, — твердо ответила девушка.

— Последняя? — растерялся батюшка. — Вы что же, умирать собрались?

Священник знал, что болезнь девушки хотя и серьезная, но не смертельная, и поэтому удивился столь категоричному ее заявлению. Однако девушка успокоила его:

— Что вы, батюшка, умирать я не хочу.

— Так почему же исповедь — последняя?

— А потому, что я… больше никогда не буду грешить.

В голосе девушки, в ее чистом, исполненном большой духовной силы взгляде священник увидел самую полную решимость навсегда покончить с грехом.

— Ну… знаете, — мягко начал возражать он.

Священник собирался было сказать, что этого еще ни у кого не получалось, что, как бы высоко ни поднялся человек на пути нравственного восхождения к Богу, все равно не избежать тех или иных погрешностей, ошибок, что невозможно идти по дороге жизни и нигде не спотыкаться, что даже самые великие праведники снова и снова каялись, понимая невозможность окончательно преодолеть свою греховность в течение земной жизни. Обо всем этом хотел сказать батюшка юной исповеднице, но, взглянув в ее глаза, остановился. Такая была в них решимость жить отныне совершенной жизнью! Нет, пусть она узнает об этом чуть позже. Пусть она хоть немного поживет после исповеди в прекрасном убеждении, что можно совершенно освободиться от греха и больше никогда не заплатить ему даже самой маленькой дани.

Конечно, эта исповедь оказалась не последней. Девушка выздоровела и уже сама приходила в церковь. Какое-то время она готова была прийти в отчаяние от того, что, несмотря на пламенную решимость жить чисто и свято, она снова и снова возвращается к тем же немощам. Она поняла, что наша греховность не столько преступление, сколько болезнь, и излечиться от нее гораздо труднее, чем от болезни телесной.

Многие годы от исповеди к исповеди повторяем мы один и тот же список грехов, и, кажется, ничто не меняется к лучшему. Об этом не знают те, кто никогда не вступал в борьбу с самим собой — самую трудную на свете борьбу. Тем же, кто взялся за нее, кажется, что у них ничего не выходит и, даже напротив, дела становятся все хуже и хуже.

И действительно, они сначала становятся хуже. Святые Отцы это знали на собственном опыте. Пока человек не ставит перед собой трудных задач, пока живет «как живется», пока плывет по течению — все как будто в порядке. Но стоит человеку принять какие-то решения и начать делать какие-то усилия в работе над собой, наше внутреннее естество начинает бунтовать. И происходит то, о чем Апостол Павел сказал: «…желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7: 18-19). Такая раздвоенность нашей души — одно из многочисленных последствий первородного греха, и никакие личные усилия человека не могут ее преодолеть. Только Благодать Божия.

«Добродетель — не груша, сразу не съешь»

Помню, в моей безбожной юности, когда я еще только размышлял над вопросами веры и не столько искал ее, сколько искал обоснований своего безбожия, думалось так: «На самом деле нет верующих и неверующих. Все — неверующие. Ведь если бы действительно верил человек, что есть Страшный суд, есть ад и рай, то разве грешил бы он! Каждый, думалось мне, искренне верующий автоматически становился бы праведником. А поскольку праведников вокруг не наблюдается, в том числе и среди называющих себя верующими, значит, все они врут. Никакие они не верующие». Сейчас понимаю, как наивны были все эти мысли. Ничто не поддается изменению с таким трудом, как человеческий характер. Так один мой неверующий знакомый как-то горячо обличал нас, христиан, и меня лично: «Ведь вы же знаете, что нельзя осуждать, а осуждаете! Нельзя лгать, а лжете!» Что возразить? Знаем, стараемся, но не получается! И на первых порах чем больше стараемся, тем больше не получается. Кажется, преподобный Серафим сказал: «Добродетель — не груша. Сразу не съешь».

Часто приходят на исповедь люди и с горечью говорят: «Батюшка, мне так стыдно! Из раза в раз иду к вам на исповедь — и все одно и то же! Одни и те же грехи». Ну, хочется сказать, хорошо, что новых нету.

Исповедь включает два элемента. Первый — это конкретные поступки, несовместимые с верой, совершенные порой тогда, когда о вере еще и разговор не шел. Аборт, например, или кража, измена жене, или какое-то преступление. Словом, человек признается в грехе, за который невыносимо стыдно и который он действительно никогда уже не повторит. От таких грехов уверовавший обычно на первой же исповеди очищается раз и навсегда. А потом начинается работа над тем, что называется характером человека. Разумеется, и в этом случае кающийся то и дело срывается на нехорошие поступки и слова. Допустим, аборт женщина больше не сделает. Муж жене больше не изменит. Украсть — не украдет. Но сдерживаться в гневе, не болтать лишнего, не трусить и не жадничать, воздерживаться от недостойных помыслов и прочего — всему этому учиться придется долго и далеко не сразу успешно. Характер изменить настолько сложно, что представляется порой даже невозможным. Вера и исповедь дают возможность правильно оценить себя. Это уже много! Но оценить не означает изменить.

Если я осознал, что раздражителен и горд, это не значит, что с этого момента я стал смирен и кроток. Признав себя трусливым, ты не станешь тотчас храбрым. Все мы больны — и верующие, и неверующие. Только одни осознали свою болезнь, другие же — нет. Однако осознать свою болезнь, правильно поставить диагноз, еще не означает выздороветь. И если даже при обычных, телесных, заболеваниях начало лечения часто сопровождается обострением болезни, то и покаяние наталкивается на такое мощное сопротивление «ветхого человека», не желающего уходить и уступать место «новому», что впору бывает прийти в отчаяние. Вспомните Марию Египетскую. Семнадцать лет после своего обращения она, живя в пустыне, боролась с сильнейшим желанием вернуться к прежней греховной жизни.

Часто слышишь искреннее сетование: «Что толку в моей вере?! Что пользы в моих исповедях, если ничего не меняется?!» Уверяю, меняется! Но меняется обычно очень-очень медленно. Гораздо медленнее, чем возрастает требовательность к себе. Просто совесть становится непримиримее, и душа начинает болеть от того, на что раньше совсем не реагировала.

Так бывает всегда. И все же та девушка была права. На каждую исповедь надо идти, как на последнюю, и пусть каждая неудача, каждое новое падение не угашает, а придает еще больше решимости снова вступить в борьбу и, в конце концов, с Божией помощью победить.

Текст: протоиерей Игорь ГАГАРИН

Кто последний на исповедь?

Неоднократно видела в церкви очередь на исповедь. Иногда на вопрос «кто последний?» отвечают: «Здесь вам не магазин». Так по какому же признаку должны миряне подходить к священнику на исповедь? Ждать, пока позовут? Соблюдать очередь? Но ведь Церковь, действительно, не магазин! Ирина

Отвечает протоиерей Сергий КУЛИКОВ, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана в Космодемьянском (Москва):

— Соблюдать очередь естественно в любом общественном месте, в том числе и в храме. И ничего неприличного в вопросе «кто последний?» нет. Мы в транспорте уступаем место пожилым людям, инвалидам, пассажирам с детьми. Тем более уместно поступать так в храме Божием. В нашем храме мы всегда в первую очередь исповедуем людей немощных, которым трудно стоять, и родителей с маленькими детьми. Потом исповедуются остальные прихожане, а последними подходят к священнику те, кто пришел не просто на исповедь, а за духовным советом. Эти люди обычно беседуют со священником дольше, чем на исповеди, поэтому, мы откладываем эти беседы на самый конец. В нашем храме — такая традиция.

Иногда и молодому здоровому человеку бывает необходимо пройти без очереди. Либо его дома ждут болящие родители, дети, либо есть срочные дела. Если он объяснит ситуацию и вежливо попросит его пропустить, думаю, люди в храме всегда поймут и пропустят. Не помню, чтобы у нас из-за очереди на исповедь возникал конфликт. Даже Великим постом, когда число исповедующихся увеличивается в несколько раз. Храмов и священников в Москве, особенно в спальных районах, до сих пор не хватает, иногда мирянам приходится ждать исповеди час-другой, но это не должно смущать человека, если он осознал необходимость покаяния, то есть изменения.

Отвечает протоиерей Константин ОСТРОВСКИЙ, настоятель Успенского храма города Красногорска Московской области, благочинный церквей Красногорского округа Московской епархии:

— Думаю, всем членам приходской общины, от настоятеля до новоначального прихожанина, следует поступать так, как принято в конкретном храме. Если принято ожидать исповеди, выстроившись в колонну, как это, действительно, бывает в магазинах, пусть будет так. Если принято стоять шеренгами и священник сам подзывает на исповедь, тоже хорошо.

Совсем без очередей на исповедь в многолюдном приходе, как правило, не обойтись, но одно дело очередь на исповедь после вечерней службы, а другое — очередь на исповедь во время праздничной литургии. Первое, я считаю, дело нормальное, а второго, конечно, желательно избегать.

Время от времени в проповедях мы разъясняем, что исповедоваться нужно накануне вечером, исповедь во время литургии устроена только из снисхождения к немощным, чтобы не оттолкнуть их от Церкви.

Тут необходимо сказать и вообще об исповеди. В современной практике, повсеместно сложившейся в России, под одним и тем же словом «исповедь» разумеют по меньшей мере три действия, которые могут происходить одновременно, но которые все же нужно различать.

Во-первых, собственно таинство исповеди, как оно было установлено изначально. Если христианин совершил поступок, отлучающий его от Церкви, он должен исповедать свой грех священнику и получить от Бога прощение грехов. Такие случаи бывают — слава Тебе, Господи! — не очень часто. Чаще приходят крещеные люди, которые раньше никогда не исповедовались и которые, естественно, тоже нуждаются в таинстве исповеди как таковом.

Во-вторых, под видом исповеди имеет место простое благословение на причащение. В нашей многолюдной Русской Православной Церкви нельзя, я считаю, отказываться от этого, вроде бы неправильного, обычая, как от него отказались — на мой взгляд, правильно — во многих малолюдных православных приходах на Западе. Но, думаю, далеко не всегда нужно совмещать благословение на причащение с собственно исповедью.

В нашем приходе если какой-то постоянный прихожанин хочет причаститься, а никаких особенных грехов у него на совести нет, то он в любое удобное время может испросить у своего духовника благословение на причащение, не приступая к таинству исповеди. Мы поощряем такую практику, но не навязываем и не делаем так, что вот кому-то так можно, а кому-то нельзя. Это развивало бы в людях гордость и зависть. Все складывается само собой.

Что значит «никаких особенных грехов на совести нет»? Есть такие грехи и греховные состояния, которые несовместимы с церковной жизнью, при которых человек не должен причащаться Святых Христовых Тайн. Нельзя, например, причащаться человеку, живущему с чужой женой; нельзя причащаться, пребывая во вражде и отказываясь простить обидчика.

А есть еще у всех у нас греховные страсти: гордость, жадность, чревоугодие и прочее, — которые, конечно, повседневно как-то проявляются. Со страстями мы должны всеми силами бороться, но наличие в сердце страстей, с которыми человек борется, не отлучает его от причастия. Кроме того, все знают, что исповедание священнику своих страстей с последующим чтением разрешительной молитвы само по себе не освобождает человека от страстей, хотя и полезно для борьбы с ними.

В-третьих, во время исповеди еще бывает исповедание помыслов, бывает духовная беседа, бывает разрешение каких-то даже житейских вопросов. Хотя само по себе это дело благое и полезное, но мы стараемся приучить людей не приурочивать большую беседу (пусть даже важную и на духовную тему) к исповеди перед большим праздником, когда собирается много людей. Для того чтобы прихожанам было удобно общаться с духовником, мы устраиваем исповедь после всех вечерних служб. Можно, конечно, договориться со священником о беседе и в другое время.

Исповедь — не роман, а борьба

Как рассказывать священнику про грехи? Необходимо ли чувство покаяния на исповеди? Стоит ли ждать после исповеди душевного облегчения? Эти неофитские вопросы часто остаются «больными» и для самых опытных прихожан. Многие из нас стесняются отвлекать священника по мелочам своими слишком «простыми вопросами». Чтобы восполнить этот пробел, «простые вопросы» об исповеди корреспондент «НС» Дмитрий РЕБРОВ задал старшему духовнику Московской епархии, настоятелю Покровского храма в подмосковном селе Акулово протоиерею Валериану КРЕЧЕТОВУ.

СПРАВКА

Протоиерей Валериан КРЕЧЕТОВ родился в 1937 году в семье репрессированного бухгалтера и впоследствии священника Михаила Кречетова. Окончил школу в 1959 году, и тогда же был зачислен в Московский лесотехнический институт, спустя три года после окончания которого, последовав примеру отца, поступил в московскую семинарию. Рукоположен 12 января 1969-го, в 1973 году окончил Московскую Духовную академию. За долгие годы своего служения имел возможность общаться со многими выдающимися пастырями, в том числе с отцом Николаем Голубцовым, отцом Иоанном (Крестьянкиным), отцом Николем Гурьяновым. Сейчас является духовником Московской епархии и настоятелем Покровского храма села Акулово Одинцовского района.

Возможно ли покаяние «без посредников»?

— Отец Валериан, как бы вы объяснили человеку малоцерковному, что такое исповедь и зачем она вообще нужна?

— Когда-то моему отцу, тоже священнику, на экзамене в духовной академии профессор задал вопрос: скажите, молодой батюшка (а батюшке было уже пятьдесят с лишним лет, он в 49 лет пошел в семинарию), что Господь делает, когда хочет человека призвать к Себе? Папа ему отвечал и так и эдак, старый профессор соглашался, поддакивал и под конец все-таки решил уточнить: ну а что главное? И сам отвечает: Он посылает человеку тугу душевую, скорбь, чтобы человек искал Бога, чтобы человек почувствовал, что не может средствами земными избавиться от этого состояния. И я думаю, это очень верный ответ! В своей жизни человек неизбежно сталкивается со следствиями греха. Есть такое изречение: живи днем так, чтобы ночью ты спал спокойно. Это изречение народной мудрости, ведь впечатления дня действительно беспокоят сон. Вроде все прошло, а все равно человек задумывается над тем или иным событием и слышит некий голос, который ему о чем-то говорит… Это голос совести. Иногда человек, видя безвозвратность сотворенного, делает страшные шаги: пытается избавиться от этой жизни, например, или начинает пить. Люди впадают в состояния еще более пагубные, чем те, от которых они убегают. Все это анестезия: человек не может вылечить болезнь, но убирает ее симптомы. Поиски выхода и являются основанием потребности покаяния, одной из основных причин, заставляющих человека идти в Церковь и на исповедь.

— Часто спрашивают: зачем человеку церковная исповедь, зачем ему идти в храм, неужели нельзя каяться самому, например, дома, без «посредников»?

— Если исповедь в храме по каким-то причинам невозможна, можно исповедоваться и так, «без посредников». Но сможет ли неофит услышать, когда Господь ответит: «Хорошо, Я тебя простил»? Святой Иоанн Кронштадтский, когда как-то согрешал, молился, пока не получал у Бога прощения. Но у неофита разве такая степень общения с Богом?

У человека есть естественная потребность в общении. Но и в общении с человеком, и в общении с Богом очень важно не просто быть понятым, но и иметь видимый знак того, что тебя кто-то понимает. Господь так установил, чтобы человек получал Его прощение через другого человека — священника: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 23).

— Когда человек приходит на исповедь, иногда возникает вопрос: а в чем конкретно исповедоваться? Совесть вроде бы «не болит», ни в чем не обличает, никого не убивал, не грабил.

— Да, совесть в первую очередь обличает человека в тяжелых грехах. Но если совесть ни о чем не говорит, то это часто значит лишь то, что совесть открывает рот, а ей этот рот затыкают. Святые отцы говорят: когда человек входит из света в темную комнату, то он сначала ничего не видит, потом, когда глаза его привыкают к темноте, он начинает видеть крупные объекты, потом мелкие, ну а если зажечь свет, то начинает видеть все. Также и человек, который начинает следить за своею внутренней жизнью, сначала видит только крупные грехи, потом помельче. А потом благодать даст ему свет для того, чтобы он мог «зрети своя прегрешения» — об этом мы просим Бога Великим постом в молитве святого Ефрема Сирина.

В каких грехах каяться — это вопрос времени. Вначале человек многого не понимает, не замечает, но в самом таинстве благодать, Дух Божий начинает человеку открывать видение его грехов. И человек, может быть, не осознавая даже, в чем именно он грешен, чувствует все равно свою греховность. Исповедование грехов — это осмысление, но есть еще и состояние чувств, человек сознает, что он грешен по сравнению со святостью — вот это и есть действие благодати.

Мой отец родился в 1900 году, то есть его молодость как раз пришлась на послереволюционные годы: все эти новые веяния, свобода… и он отдалился от Церкви. Его мама, моя бабушка, попросила его как-то пойти в церковь Великим постом и причаститься, сказала, мол, если сделаешь это, то я тебе в ноги поклонюсь. «Ну что ты, мама, я и так схожу», — ответил он и пошел на Арбат в храм к отцу Владимиру Воробьеву (деду нынешнего ректора ПСТГУ прот. Владимира Воробьева). Он пришел на исповедь, и у него не было никаких мыслей о покаянии: стоял, рассматривал молодых девушек в храме. Подошла его очередь, он стал на колени и на вопрос священника: «Ну что скажете, молодой человек?» — папа ответил: «Мне нечего сказать». — «А что же вы пришли?» — «Меня мама попросила». Тогда священник помолчал немного и ответил: «Это очень хорошо, что вы маму послушали», — накрыл отца епитрахилью и начал читать разрешительную молитву. «Что произошло со мною, я не понимаю до сих пор, — рассказывал потом мне отец. — Я зарыдал, как только из крана течь может вода, и когда шел обратно, то уже ни на кого не смотрел. Мир для меня стал совершенно иным». С этого времени отец стал ходить в Церковь, потом промыслом Божиим попал в тюрьму, сидел там в одних камерах с исповедниками и стал после тюрьмы священнослужителем.

Грехи, которые мы чаще замечаем в других, есть и в нас

— Но все-таки есть какие-то способы подготовиться к исповеди?

— Можно было бы посоветовать что-то почитать в этом направлении, есть хорошая книга отца Иоанна (Крестьянкина) «Опыт построения исповеди», еще что-то, но тут очень сложный момент: появилось много таких перечислений, в которых мы находим некое «смакование» грехов. И нужно быть очень осторожным с такими списками, потому что они иногда становятся своего рода учебниками, так как там есть такие грехи, о которых человек и не думал никогда. О плотских грехах вообще не нужно подробных описаний читать, потому что такие описания пачкают душу. А что же касается остального, то лучше просто прислушиваться к своему внутреннему состоянию. Когда мы видим в человеке недостаток, тот факт, что мы этот недостаток замечаем, значит, что этот грех есть и в нас. Вы помните про сучок в чужом глазу и бревно в своем? Что это такое, этот сучок? Сучок растет на бревне, а бревно — это страсть. Сучок — это грех, то есть конкретное проявление страсти. Но если вы не знаете, что это за дерево, что это за бревно, то вы никогда и не догадаетесь, что это именно за сучок! Как теперь принято говорить: каждый понимает в меру своей испорченности. Так вот мы именно тот грех замечаем в другом человеке, ту страсть понимаем, что есть и в нас самих.

— Некоторых людей смущает, что прощение, выходит, получить легко: пошел погрешил, потом покаялся, потом опять погрешил, опять покаялся — и можно снова? Никакого наказания?

— Это почему ж, это кто же вам такое сказал?! Грех прощен на исповеди, но что-то человек все равно терпит: классический пример — это благоразумный разбойник, который был распят рядом со Спасителем. Он покаялся, и Господь ему сказал: сегодня же со Мною будешь в раю. Ничего нечистого в рай не войдет, то есть Господь уже очистил его, простил ему грехи, но, несмотря на это, разбойник остался ведь висеть на кресте! И мало того, как гласит Евангелие, ему еще и перебили голени (Ин. 19, 32). Человек все равно что-то терпит, хотя и несоизмеримо с тем, что он должен бы понести за свои грехи.

— Многие христиане, хотя и исповедуются каждую неделю, все равно остаются грешниками, на вид ничем особенно не отличаясь ото всех прочих людей, да и каются часто в одних и тех же грехах, получается, исповедь им не помогает?

— Ничего подобного, кто постоянно над собою трудится, тот отличается. Что же касается одних и тех же грехов, то и апостолу Павлу было дано «жало в плоть», искушение, чтобы тот не превозносился. Как говорят: до последнего издыхания, даже до райских врат идет у человека борьба с грехом. Мария Египетская покаялась, но 17 лет еще после этого она боролась!

— Необходимо ли чувство покаяния на исповеди? Некоторые просто называют свои грехи без видимых чувств, это тоже нормально?

— Смысл борьбы со грехом не в том, чтобы человек его просто называл, а чтобы грех ему стал противен и мерзок! Когда мы были на Афоне, один батюшка спросил одного духовника: а почему, мол, бывает так, что мы причащаемся, каемся и опять те же грехи совершаем? И тот ответил: это просто боль сердечная не пересилила грех!

Если ты просто перечисляешь грехи, это значит, борьбы у тебя внутренней с грехом нет. Покаяние — это ведь и есть обретение в себе покаянного чувства. А чувство это от Бога — сердцу ведь не прикажешь. Но иногда и просто назвать свой грех на исповеди — это уже большой труд, усилие!

Исповедью покаяние только начинается, покаяние — это стержень всей духовной жизни. Молитва на исповеди, которую читает священник, — ее начало священник обычно читает всем сразу, а окончание уже каждому лично: «прощаю и разрешаю», — так вот начинается она в том числе и такими словами: «…подаждь ему (кающемуся, которому молитвой прощаются грехи) образ покаяния»! А что же было до этого, спросите вы? Он же уже вроде покаялся, а мы читаем вдруг: «…подаждь ему образ покаяния»! А это для того, чтобы показать, что исповедью просто начинается новая ступень покаяния.

Вы помните, как апостол Петр в Евангелии припал к ногам Спасителя и сказал: «Изыди от меня, яко аз грешен есмь»? Вот это и есть покаянное состояние, которое испытал и мой отец, когда почувствовал благодать Божию!

— Некоторые люди, придя в Церковь, после первой исповеди круто меняют свою жизнь, а некоторые, наоборот, почти не меняются, по-прежнему живут со своими грехами. От чего это зависит?

— От решимости. А для решимости нужно просить помощи Божией и еще терпения. Как-то лет сорок назад мы разговаривали с отцом Иоанном (Крестьянкиным), он еще молодой был, и он спросил, читал ли я у апостола Иакова такие слова: «Не хватает мудрости — проси мудрости». «Так вот, — спрашивает, — вы как думаете, что это за мудрость? Соломонова? Нет, это терпение!» Терпение — это искусство духовное. С помощью его и получается по-настоящему избавиться от греха.

— Иногда после исповеди наступает чувство душевного облегчения, а иногда нет. Что это значит, стоит ли ждать такого чувства от каждой исповеди?

— Если оно есть, то и слава Богу, но ждать его не нужно. Оно не обязательно должно появляться, и если оно не появляется, то это показывает, что нужно работать, что в борьбе с грехом расслабляться нельзя. И вообще духовных состояний не нужно ждать. Если они даются — хорошо, но ни ждать, ни гоняться за ними категорически не стоит. Если вы не чувствуете облегчения душевного после исповеди, то это не значит, что ваша исповедь не принята. Есть такая история у святых отцов: один человек все время каялся, каялся, а его все не покидало чувство тяжести, и отцы в обители стали за него молиться: Господи, он же так кается, почему Ты не простил ему до сих пор? И им был ответ: Я давно простил его, но страдание нужно ему для спасения.

— Насколько подробно положено описывать свои грехи на исповеди? Можно ограничиться названиями или обязательно посвящать священника в детали?

— К сожалению, если каждый будет описывать в подробностях, то это может затянуться до вечера. Плотские грехи вообще не стоит рассказывать в подробностях. К тому же когда рассказывают обстоятельства — по моему опыту, в этом часто есть элемент некоего оправдания самого себя. Иногда люди начинают пересказывать весь свой трудовой день: мне приносили порой целые тетради, потому что если начать описывать, что ты сделал за неделю или за месяц, то это сплошные романы начинаются!

Главное — это не подробности, а борьба: если назвал грех, то должен все-таки бороться с ним. Если нет настоящей борьбы с грехом, то никакие подробности тут не помогут.

Почему невозможна исповедь по телефону

В Киеве появится православный «телефон доверия», некоторые СМИ в связи с этим распространили слух, что среди «услуг» call-центра будет и исповедь по телефону. «Исповеди по телефону не будет, по телефону возможна только духовная беседа или духовный совет», — опроверг слухи пресс-секретарь предстоятеля УПЦ протоиерея Георгий Коваленко. Почему невозможна исповедь по телефону? Об этом «Нескучный сад» спросил московских священников.

«Если ситуация крайняя, то можно так поступить, принять исповедь и по телефону, но если делать такую исповедь нормой, это будет злом», — считает настоятель Успенского храма города Красногорска, благочинный церквей Красногорского округа Московской епархии протоиерей Константин Островский. Он поясняет, какой случай можно было бы считать «крайним»: «Это ситуация в которую попали наши священнослужители в годы гонений при советской власти. Тогда приходилось принимать исповедь без всего, что нам сегодня так привычно в Церкви: без епитрахили, аналоя, Евангелия. Если человек умирает и нет другой возможности исповеди кроме как по телефону – это тоже можно считать крайним случаем». Во всех остальных ситуациях, по мнению отца Константина, человек должен приложить усилия, для того, что бы придти на исповедь сам. «Дело не в формальностях, а в мотивации, — говорит он. — Если человеку лень придти в храм, лень батюшку пригласить, то исповедуясь по телефону, он просто пренебрегает таинством».

Настоятель Михаило-Архангельского храма в городе Жуковский протоиерей Александр Агапов считает, что даже в случае смертельной опасности, нельзя говорить об исповеди по телефону, как о правиле или норме. «Мирянин может позвонить священнику с которым у него есть какие-то духовные отношения, и посоветоваться с ним или сообщить о согрешении, такой звонок по телефону можно легко представить: «Батюшка, прости Господи, я согрешил, случилось то-то и то-то». Батюшка отвечает: «Прости тебя Господь, я буду за тебя молиться. Приходи в храм на исповедь». Если человек согрешил и очень переживает, у него не спокойна совесть и ему хочется как можно быстрее рассказать о своем грехе священнику, такой телефонный разговор возможен. Но это не будет исповедью. По правилам человек и душой и телом должен придти в храм, чтобы принять от Господа прощение».

Сам протоиерей Георгий Коваленко так прокомментировал порталу «Православие в Украине» невозможность исповеди по телефону: «Каждое таинство состоит из двух частей: видимой, обрядовой, и невидимой, духовной. Как у человека душа и тело едины, так и таинство складывается из видимой части — обряда и невидимой части — действия Святого Духа. Поэтому для Православной Церкви невозможно совершение таинства без непосредственного при этом участия человека».

Если говорить о телефонах, по которым можно получить духовную поддержку, или задать священнику вопросы, то такие телефоны доверия существуют и в Русской Церкви. Один из них работает при справочной службе «Милосердие» с 18 октября. Его номер (495) 542-00-00. На звонки отвечают профессиональные психологи, которые помогут человеку, который никогда не исповедовался, в том случае, если он этого желает, в первый раз собраться на исповедь.

Ирина Сечина

О грехе и покаянии

Почему, когда мы молимся, то просим у Бога помочь видеть свои грехи? Что такое грех и как с ним бороться? Рассказывает иеромонах Иов (Гумеров).

Иеромонах ИОВ (Гумеров) — насельник московского Сретенского монастыря, ведущий рубрики «вопросы священнику» на сайте Православие.ру, кандидат философских наук и кандидат богословия. В течение многих лет сотрудник НИИ Системных исследований при Академии наук, позже преподаватель основного богословия в Московской духовной семинарии.

Что такое грех?

— Что такое грех? Ведь большая часть христианской жизни проходит в борьбе с грехом, понятие греха является одним из центральных. Какое можно дать ему определение?

— Самое точное и емкое определение греха дано в Новом Завете: «грех есть беззаконие» (1Ин.3:4). Св. апостол Иоанн Богослов называет грехом всякое нарушение Божественного закона. Если мы не соблюдаем установленные Богом законы бытия, законы духовного мира, то этим повреждаем себе и другим. Также и пренебрежение законами физического мира, если они уже изучены и познаны, является грехом. Вспомните аварию на Чернобыльской атомной станции. Конечно, люди, допустившие грубое пренебрежение технологическими требованиями, основанными на законах физического мира, совершили грех, от которого пострадали десятки тысяч людей. Можем обратиться и к другим примерам: нарушая законы экологии мы вредим не только своему здоровью, но и здоровью других. Как видим, определение греха, данное в Священном Писании, универсально: не только отвержение данных Богом духовно-нравственных законов, но и природно-естественных, причиняет людям вред.

— Почему законы, установленные для блага человека, не очевидны? А если очевидны, то почему он все равно постоянно хочет их нарушить?

— Природа человека повредилась после грехопадения. На эту расположенность к греху много указаний в святой Библии. Господь сказал Каину: «у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт.4:6-7). По святоотеческому толкованию, слова «у дверей» означают — у дверей сердца. Приведу еще место из Священного Писания. Св. апостол Павел от лица всего человечества говорит о раздвоенности нашей природы: «по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Рим.7:22-23).

Законы Божьи очевидны для тех, кто с юности сохранил чистоту сердца. У человека же, зараженного греховными навыками, очи души помутились. А некоторые, полюбив грех, довели себя до нравственной слепоты. Они даже самое грубое попрание заповедей не считают грехом.

— Есть выражение «смертные грехи» — что это такое? Бывают грехи менее или более тяжкими? Чем эта тяжесть определяется?

— Как болезни бывают обычные и смертельные, так и грехи бывают менее или более тяжкие, то есть смертные. К ним относятся: сознательное отпадение от веры, ненависть и злоба к людям («не любящий брата пребывает в смерти»; 1 Ин 3:14), убийства, насилия, блуд. Св. апостол Павел имеет ввиду именно смертные грехи, когда перечисляет тех, которые лишаются вечной жизни: «ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6: 9–10). Смертные грехи истребляют в человеке любовь к Богу и делают человека мертвым для восприятия Божественной благодати. Тяжелый грех настолько травмирует душу, что ей потом очень сложно вернуться в нормальное свое состояние.

— Так грех это вина или болезнь?

— И то и другое. С точки зрения нашего долга перед своим Творцом, грех есть проступок, преступление. А с точки зрения, состояния души — болезнь, так как совершающий грех отпадает от Источника Жизни. Душа его больна. Она не способна к полноценной духовной жизни.

Как нарушение естественных законов опасно для нашего тела, которое является частью физического мира, так и любой тяжелый грех травмирует душу. Просто вред от одних грехов очевиден, а от других нет. Возьмем для примера такой грех, как блуд. Когда люди ведут не узаконенную браком половую жизнь, они извращают Божественный замысел о благодатном жизненном союзе, сводя его к чувственно-физиологическому началу и отбрасывая духовные и социальные цели брака. Опытные наставники знают, что блуд, подобно кислоте, разъедает нравственную ткань души. Как телесные болезни подрывают здоровье тела, даже если удастся с помощью врачей миновать смерти, так и грехи подрывают здоровье души.

— У католиков есть учение о семи смертных грехах. Оно значимо и для православных?

— Учение о смертных грехах сформировалось не у католиков, а в патристике.

Когда говорят «семь смертных грехов», то имеют ввиду страсти: гордыня, зависть, чревоугодие, блуд, гнев, алчность, уныние. Число семь выражает определенную степень полноты. В творениях большинства святых отцов-аскетов говорится о восьми губительных страстях. Преп. Иоанн Кассиан Римлянин, называя их пороками, перечисляет их в такой последовательности: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость. Некоторые, говоря о семи смертных грехах, объединяют уныние и печаль. Смертными они называются потому, что могут (если полностью овладеют человеком) нарушить духовную жизнь, лишить спасения и привести к вечной смерти.

Иероним Босх. Семь смертных грехов. Cамая опасная страсть – гордость. Она может изгнать из человека любую добродетель и привести человека даже к открытому богоборчеству. Полнокровным в духовном отношении христианином может стать только тот, кто избавился от матери всех страстей – себялюбия. Эгоизм абсолютно не совместим с духом христианства.

—Почему мы, когда молимся, просим у Бога помочь нам видеть свои грехи? Видение этих грехов доставляет нам страдание, порождает угрызения совести. Какой в этом смысл?

— Мы ведь молимся не только о том, чтобы видеть свои грехи, но одновременно и просим у Бога укрепить нашу решимость оставить эти греховные привычки и навыки. Истинное покаяние должно всегда соединяться с надеждой, то есть: если мы доверяем Богу, то даже совершенное видение наших грехов не вызовет нашей в душе того страдания и уныния, о котором Вы говорите. Если после осознания своих грехов, человек впадает в уныние, это значит он страдает маловерием, это значит, что он имеет узкое и искаженное понятие о Боге. Он не познал Его безграничного милосердия и любви.

Искренняя исповедь возрождает душу Божественною благодатью, которая подается в этом таинстве. И как замечает епископ Игнатий (Брянчанинов): «Утешение от Бога уничтожает печаль сердечную в ее корне — в мрачных помыслах безнадежия». «Это утешение приносит человеку благие и смиренные помыслы покорности Богу, помыслы, полные живой веры и кроткой сладостной надежды».

— Если страдание — это наказание за грех, почему страдают невиновные?

— С того времени, как произошло грехопадение и повредилась человеческая природа, страдания вошли в жизнь человечества. Страдают и грешные, и праведные. Первые страдают за свои грехи и беззакония, последние для того, чтобы соединиться с Господом. Для последователей Спасителя скорби служат к полному очищению, подобно тому, как золото очищается от примесей в огне. Скорби и болезни — это лекарство от греховных страстей. Об этом часто писали святые отцы: «Поражается плоть, чтобы исцелилась душа».

— Каков механизм такого очищения? Почему человек очищается, когда ему плохо?

— Скорби, прежде всего, сокрушают главный источник греха — гордыню и самонадеянность. Только в душе смиренного человека может родиться и крепнуть вера. Неверующий человек не в состоянии постичь смысл слов св. апостола Павла: «я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен» (2Кор.12:10). Ему эти слова покажутся парадоксальными. Они не знают, что с благодарением переносящий скорби получает от Господа благодать, которая ведет его к состоянию блаженства.

— Но есть люди, которые страдают много, но лучше не становятся. Почему их страдания не очищают?

— Страдания только тогда спасительны, когда человек переносит их по-христиански. Люди, живущие без Бога, часто напротив, озлобляются.

— Кроме того, есть люди, которые, как кажется, вообще не страдают, а грешат много. Получается, что Бог не хочет их очищать? Почему нет страданий, у тех, которым они нужнее всего?

— Бог всех любит и хочет всем спасения. Но он ведает все сокрытое в душе каждого. Наперед знает, как воспримет человек посылаемые ему страдания: одни перестанут грешить и начнут исправляться, а другие озлобятся. Такие люди к имеющимся грехам прибавят еще более страшные: ропот и хулу на Бога. В аду муки соответствуют тяжести преступлениям. Поэтому если таким грешникам послать испытания, то будущая участь их будет еще мучительней. Господь даже грешников любит и не хочет, чтобы они умножались их наказания.

— Почему Бог вообще позволяет грешить человеку? Разве он не всемогущ?

— Господь создал человека по Своему образу и подобию, а одним из свойств образа Божия является свобода воли. Этим Бог особо почтил человека, выделил его из круга других творений. Свобода воли неизбежно предполагает свободу выбора, которая уже по определению заключает возможность совершение греха. Если бы человек был создан как механическая игрушка с заложенной в него программой поступать только правильно, тогда не было бы и никакой заслуги у него.

Борьба с грехом: с чего тут начинать?

— Считается, что можно быть порядочным и высоконравственным человеком и без Церкви. Существует же светская этика… Разве, чтобы не грешить, нужна Церковь?

— Вспомним наше определение греха: грех есть преступление Божественных заповедей. Но чтобы исполнять эти заповеди, одной воспитанности и соблюдения этических норм недостаточно. Для этого нужна благодать. Благодать — это исходящая от Бога духовная сила, очищающая и оживотворяющая душу человека. Среди людей далеких от духовной жизни, были и есть люди, строго соблюдающие нравственные нормы, принятые в обществе, но это не значит, что они безгрешны, часто они бывают заражены, например, такими опасными грехами, как гордость и честолюбие.

— А без Божественной помощи человек не может справиться только с гордостью или вообще с любым грехом?

— Мы не должны греховные навыки человека рассматривать изолированно, все греховные страсти в человеке переплетаются и срастаются. Можно сказать, что это невидимые кандалы, которыми опутана душа, и каждое звено связано с другим. Многовековой опыт убеждает, что без помощи Бога вести духовную жизнь невозможно. А без этого человек не может быть нравственно совершенным.

— Борьба с грехом: с чего тут начинать? Какой должен быть подход?

— Преподобный Никодим Святогорец советует начинать борьбу с главной страсти: «Войди вниманием в сердце свое — пишет он — и исследуй тщательно, какими помыслами… и пристрастиями оно особенно занято и какая страсть наиболее господствует над ним» Против этой страсти, прежде всего и нужно поднимать оружие, ее-то и стоит стараться побороть: «С одним только исключением, что когда подымется между тем другая какая страсть случайно, то ею следует тебе тотчас заняться и ее прогнать», — пишет старец.

— Как понять, какая страсть главная? Можно пояснить на примере?

— Любой человек, который имеет цель избавиться от греховных навыков, опытно хорошо чувствует, что мешает ему больше всего. Один имеет сильное желание к постоянному удовлетворению сильно развитого в нем честолюбия, другой находится в плену чувственных удовольствий и так далее.

— В первую нужно бороться с самой закоренелой страстью или с той, которая влечет к самым тяжким грехам?

— Со смертными грехами человек должен, не откладывая, начать самую решительную и беспощадную борьбу. Иначе можно лишиться вечной жизни, ибо никто не знает дня своей кончины. Преподобный Исаак Сирин говорит, что для победы над страстью нужен подвиг: «Когда из любви к Богу желаешь совершить какое дело, пределом желания сего поставь смерть; и таким образом на самом деле сподобишься взойти на степень мученичества в борьбе с каждою страстию и не понесешь никакого вреда от того, что встретится с тобою внутри оного предела, если претерпишь до конца и не расслабеешь» (Слова подвижнические. Слово 38). Для искоренения греховных навыков от человека требуется жертвенность и упорный духовный труд. Тогда приходит от Господа всесильная помощь и исцеление души.

— Вся жизнь человека пронизана грехом, кажется, человек живя в миру не может не грешить. Как же быть? Отречься от мира? Получается что раз мы не монахи-аскеты, значит, мы и не спасемся? Как христианину жить в таком мире, когда грех со всех сторон окружает нас?

— По слову св. апостола Иоанна Богослова «весь мир лежит во зле» (1Ин.5:19). В наш век зло непомерно умножилось, однако человек не находится в роковой зависимости от пороков своего общества. Образ Божий в нем и совесть, как небесный голос в душе, дают достаточно моральной свободы явить праведность в любую эпоху.

Тяжело, но не безысходно! Святые отцы пишут, что спасение возможно и в миру, и в монастыре. Вспомним, как святому Антонию Великому после 70-ти лет подвижничества было сказано свыше, что он не достиг духовной меры сапожника из Александрии, а святому Макарию Великому, что тот «не достиг еще такого совершенства в добродетельной жизни, как две женщины, проживающие в ближайшем городе». Я знаю счастливые семьи с воспитанными детьми. Они сохранили себя в чистоте, и сами на добром основании, в свою очередь, построили благополучные семьи. Слово Божие научает нас удерживаться от уныния и отчаяния. В любую эпоху человек рождается со свободной волей и не находится в роковой зависимости от пороков своего общества. Образ Божий в нем и совесть, как небесный голос в душе, дают достаточно свободы удерживаться от распространившегося вокруг греха. «Всё делайте без ропота и сомнения, чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире, содержа слово жизни» (Флп 2:14-16).

Старец Паисий Святогорец утверждает, что если глава семейства любит Бога, то духовно он может весьма преуспеть: «Такой человек наделяет своих детей добродетелями, и получает от Бога двойную мзду». Спастись может каждый, потому что для Бога нет ничего невозможного. Вы помните историю про благоразумного разбойника? В последний момент жизни он совершил три подвига, которые его сделали человеком достойного Царства Небесного. Подвиг веры: фарисеи, законники знали наизусть все пророчества о Мессии, видели чудеса которые творил Господь, но они не поверили в Него. А разбойник, вися на кресте, рядом с поруганным, униженным, избичеванным Христом поверил, что это Бог!

Второй подвиг — подвиг любви. Когда у человека сильная нестерпимая боль, он сосредоточен только на ней. В этот момент его мало интересуют дела других людей. Такого человека все раздражает, злит. А разбойник, вися на кресте (мы можем представить, какие ужасные это были муки), нашел в себе внутренние силы для сострадания к Спасителю. Когда второй разбойник начал хулить Христа, он заступился, проявил жалость и не к себе, а к другому человеку: «мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал» (Лк.23:41). И третий подвиг, который совершил благоразумный разбойник — это подвиг надежды. Он зная, что ему осталось несколько часов жизни имел такую великую надежду, что дерзновенно просил Бога: «помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» (Лк.23:42). Мы и в менее сложных ситуациях часто отчаиваемся, сомневаемся: «спасемся или не спасемся»… Вот эти три подвига: вера, надежда и любовь исцелили и возродили его душу. Они позволили ему сбросить тяжесть своего страшного греховного прошлого. Но как, каким чудом этот разбойник в таком болезненном состоянии оказался способным к таким подвигам? Это для нас огромная тайна, но для Бога нет ничего не возможного.

Беседовал Дмитрий РЕБРОВ
http://www.nsad.ru/index.php?issue=13&section=10014&article=1177

журнал о православной жизни «Нескучный сад»
http://www.nsad.ru